Сочинение: Падеж
Сочинение: Падеж
Падеж
Слово падеж произошло от латинского casus - падение. Еще греческие ученые заметили,
что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин "склонение".
Слова, употребляясь в речи, "падают" той или иной формой. Названия русских
падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный - "имя" предмета -
начальная форма наименования. Родительный - буквально означает "полученный с рождения". Такое название возникло потому, что в родительном падеже без
предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.).
Дательный - от слова "дать", так как наиболее типичное его значение - обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что
объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом
"вина", в семантике которого в древнерусском языке было также значение "причина". Творительный связан с глаголом
"творить" и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не
употребляется.
Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частотные, то есть
наиболее употребительные: на именительный приходится 33% всех падежных форм, на родительный - 24%,
на винительный - 20%. На остальные три падежа приходится всего 23%.
А в разговорной речи на именительный падеж приходится целых 50%, на винительный - 20%,
на родительный - 15%.
Стихотворение о "новых" падежах
Спросили Лежебокина:- А ну-ка, расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи ?Давным-давно все школьникиИх знают назубок.Их за два года выучитьЛишь ты один не смог.Ответил он рассерженно:- В том не моя вина.Пусть им сперва ученыеИзменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться,А тем болееТворить Я не хочу.Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю:Давать,Делиться чем-нибудьС друзьями Не люблю.Предложный ненавижу я :Чтоб не учить урок,Приходится выдумыватьКакой-нибудь предлог.А на падеж ВинительныйИ вовсе я сердит :Отец во всякой шалостиВсегда меня винит.- Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам ты смог бы новыеПридумать имена?- Давно придумал :ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,ЛЕНИТЕЛЬНЫЙИ, наконец,ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ! (Г.Граубин)
Сказка про спряжения Давным-давно
в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил,
чем-то занимался.
Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить
меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами,
которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол
обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она
обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.
Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось ?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в
царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II
спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
Таинственная буква
Знаете ли вы, какую букву считают самой "таинственной" в русской
азбуке ?
Возьмем "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина и подсчитаем количество разных
букв. В "Песне" 70 букв "п", 86 - "к", 118 - "в"... Буква "ф" не встречается ни разу.
Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе : "Как
весеннею теплою порою...". В ней 58 букв "и", 74 - "к", 80 - "в". Но нет ни единой буквы "ф".
Что это - случайность ? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "ф"?
В "Сказке о попе..." среди множества различных букв вы "ф"
не встретите, сколько бы не искали.
В поэме "Полтава"среди 30 тысяч букв только три "ф".
А "п", "к" или "ж" ? Их там , безусловно, сотни, если не тысячи.
Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем
не повинной букве "ф"?
Просто слова с этой буквой не исконно русские, а имеющие "международное
хождение", пришедшие из других языков.
Это говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка у наших великих
писателей.
Газета ученика 9 класса Яшина
Ильи.
|