Сочинение: Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Сочинение: Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Особенности
жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Художественные
особенности поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы
явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века.
Таким
произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое
издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые
души". Такое название снижало истинное значение этого произведения,
переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным
соображениям, для того, чтобы поэма была издана.
Почему же
Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю
только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее
то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые
души", можно сопоставить это произведение с "Божественной
комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения.
Ее влияние
чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех
частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия,
которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их
взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте
раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал
показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые
души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте
"Божественная комедия", которая называется "Ад".
Гоголь наряду с
сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ
России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым
в поэме по временам заменяется комическое повествование.
Значительное
место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них
Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о
высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены
мрачным картинам русской жизни.
Итак,
отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же
страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может
предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с
Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому
что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя
воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на
одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам
не позволить"), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже
выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как
она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это
символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды
накопительства. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество
Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии
"Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой
крепостничества.
Особое место в
поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с
поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает
правительство. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический
образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За
страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского
народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей
в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка
несешься?"
Итак, мы
остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает
социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается
это сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации.
В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и
Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз,
что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для
характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием -
характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением
детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир
персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков
въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на
покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли
серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не
доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к
главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт
знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на
человечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в
засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение,
грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается
через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С. Пушкин:
"Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость
жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та
мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".
Главная тема
поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе
Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны
были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со
второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте:
"Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было
осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был
написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.
Гоголь терялся,
задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не
дает ответа".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/
|