Сочинение: Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Сочинение: Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Особенности
жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души".
Художественные
особенности поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы
явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые
души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо
"Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало
истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа.
Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была
издана.
Почему же
Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю
только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее
то поэмой, то романом.
Чтобы понять
особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это
произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи
Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя.
"Божественная
комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень
древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они
проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников.
Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее
судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.
Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с
названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая
называется "Ад".
Гоголь наряду с
сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ
России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым
в поэме по временам заменяется комическое повествование.
Значительное
место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них
Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о
высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены
мрачным картинам русской жизни.
Итак,
отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.
С первых же
страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не
может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с
Собакевичем и Ноздревым.
Читатель не
может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например,
Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как
положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же
странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не
позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.
Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является
своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ
"человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды
накопительства.
Тема
разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется
и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме
"Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.
Особое место в
поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с
поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает
правительство.
Миру
"мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной
России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За страшным
миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа,
которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе
силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка
несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем
произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует
остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.
Во-первых,
Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи
помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи
статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором
как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы,
Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих
персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа
через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно
порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например,
описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он
обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь
и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на
обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все
эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной
самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина,
эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.
Он выходит к
Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде
запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это
передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А.С.
Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко
пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы
вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза
всем".
Главная тема
поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе
Гоголь раскрыл тему прошлого родины.
Задуманные им
второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России.
Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной
комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим
замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее,
а третий так и не был написан.
Поэтому поездка
Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о
будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает
ответа".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|