Сочинение: Основные темы и идеи лирики А.А.Фета
Сочинение: Основные темы и идеи лирики А.А.Фета
Основные
темы и идеи лирики А.А.Фета.
В личности
Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека:
огрубелый, сильно тёртый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый
буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и
любви.
Сын мелкого
немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика
Шеншина, который увез мать поэта от его отца.
Но обман
раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть
незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына.
Он пытался "выслужить" дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской
лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой, стал
жестоким и прижимистым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже
либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства,
долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету
было уже 53 года, Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение.
Доходило до
смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорбленнием пожалование ему царем
камер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно даваемый молодым людям до
20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в
70 лет? И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года:
"Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
_ Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь; В напевах старческих твой юный дух
живет. Цыганка старая одна еще поет".
То есть
буквально два человека жили в одной, кстати весьма неприятной на вид, оболочке.
Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к
красоте, к любви! Поэзия Фета недолго имела успех у современников в 40-е годы,
а в 70-
80-х годах это
был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя
они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе
и цыганские), _ на слова Фета. "О, долго буду я в молчаньи ночи
тайной", "Какое счастие! и ночь и мы одни", "Сияла ночь.
Луной был полон сад", "Давно в любви отрады мало", "В
дымке-невидимке" и, конечно, "Я тебе ничего не скажу" и "На
заре ты ее не буди" _ вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на
музыку разными композиторами.
Лирика Фета
тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь _ вот и вся
тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот
стихотворение 1883 года: "Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих
кленов шатер.
Только в мире и
есть, что лучистый Детски задумчивый взор.
Только в мире и
есть, что душистый Милой головки убор.
Только в мире и
есть этот чистый Влево бегущий пробор".
Это
своеобразная онтология (философское учение о бытии) Фета, хотя философской его
лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же прекрасный, полный
изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда.
Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии искусство по преимуществу.
Красота и должна быть главным в ней.
Гениальна
лирика природы Фета: "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот.
Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро,
радость эта", "Жду я, тревогой объят" и множество других
лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой
неповторимый шедевр. Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество
жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где
источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или источник
всего этого _ сам поэт, его умение видеть, его светлая, открытая красоте душа,
каждое мгновение готовая восславить окружающую красоту? В своей лирике природы
Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова "природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник", то для Фета природа _
единственно храм, храм и фон прежде всего любви, роскошная декорация для тончайших
сюжетных изгибов любовного чувства, а во-
вторых, храм
для вдохновения, умиления и молитвы красоте.
Если для
Пушкина была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть
единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Эту мысль он утверждает
в своих стихах с такой силой, что заставляет усомниться, не язычник ли он. У
него и сама природа любит _ не вместе, а вместо человека ("В
дымке-невидимке").
В то же время
вполне в христианском духе Фет считает человеческую душу частицей небесного
огня, божьей искрой ("Не тем, господь, могуч, непостижим"),
ниспосланной человеку для откровений, дерзаний, вдохновения
("Ласточки", "Учись у них _ у дуба, у березы").
Удивительны
поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается
в горячего юношу, все мысли которого об одном _ о любви, о буйстве жизни, о
трепете молодости ("Нет, я не изменил", "Моего тот безумства
желал", "Люби меня! Как только твой покорный", "Еще люблю,
еще томлюсь").
Разберем
стихотворение "Я тебе ничего не скажу", датированное 2 сентября 1885
года. В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком
слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Например, стихотворение Фета
"Как мошки зарею" (1844) кончается мечтой "О, если б без слова/
Сказать душой было можно!".
Поэтому
любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, (открывается
молчанием: "Я тебе ничего не скажу...".
Романтики не
доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта.
Впрочем, назвать Фета романтиком затруднительно: очень уж он
"земной". Тем не менее уделом героя стихотворения остается
"молча твердить" слова любовного признания.
И этот
оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным
словесно-художественным образом стихотворения. Но все-таки почему он молчит?
Какая мотивировка дается этому? Вторая строка уточняет: "Я тебя не
встревожу ничуть". Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его
любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы своими
"томленьями" и даже "содроганьями". Есть и другое
объяснение, оно в последней строке второй строфы: его "сердце
цветет", подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот
тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других
произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого
психологическим параллелизмом. К тому же грудь, т.е. вместилище
эмоционально-духовного начала, героя "больная, усталая" (первая
строка третьей, последней строфы). "Я дрожу" - от ночного ли холодка
или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения
зеркально повторяет начало: "Я тебя не встревожу ничуть,/ Я тебе ничего не
скажу".
Трехстопный
анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не скажу"
неоднократно вдохновляло многих композиторов.
Стихотворение
привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью,
негромкой простотой их словесного выражения.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|