Сочинение: Образ Петербурга в романах "Преступление и наказание" и "Война и Мир"
Сочинение: Образ Петербурга в романах "Преступление и наказание" и "Война и Мир"
Образ
Петербурга в романах "Преступление и наказание" и "Война и
Мир"
Два величайших
писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почему-то в равной степени
недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. Это свое
негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных
произведениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных
влияний на душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов,
герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". И
действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как
шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мостов, единственное
нарушение прямизны - это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом
месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно
восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума
от ощущения замкнутости и одиночества.
Это происходит
с героями романов Достоевского. "На улице жара стояла страшная, к тому же
духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя
вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,
- все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", -
пишет Достоевский в "Преступлении и наказании", прослеживая связь
между "исступленными мыслями" Раскольникова и "черепашьей
скорлупой" его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более
грандиозной, но столь же душной каморки - большого города. Только в духоте
узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и
оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и
молодости... Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся
"на аршине пространства", дополняет чувство духовного одиночества
человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и
недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под
пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов
страшную историю своей жизни.
В романе
возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека:
"необычным холодом" веет на Раскольникова "от этой великолепной
панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина".
Если для
Достоевского Петербург - это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город
доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город -
соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург - замкнутое
пространство, "тюрьма" для души, где положительный герой в полной
мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге
светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит
он Пьеру при встрече с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не
для меня".
Петербург для
Толстого - это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга
пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа
Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, кутит, устраивает нелепые шалости
вроде случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.
Подобно
напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь
царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные
сплетни, карьера, богатство - вот их интересы, вот все, чем они живут. Все
здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и
лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и
холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего
правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой).
Их речь, жесты, интонация и поступки определяются "условными правилами
светского поведения". Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную
шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и
подобию.
Несмотря на то,
что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве,
отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|