Сочинение: Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"
Сочинение: Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"
Образ Ольги
Ильинской в романе И.А. Гончарова "Обломов"
“Разбирать
женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть
великим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных
русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно
назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только
лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском
человеке вообще.
“Ольга в
строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого
колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее
обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в
нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы
видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не:
отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает
автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова,
поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни
умысла”.
Ольга чужая в
своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы
отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на
общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того
идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал”
ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится
не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней
Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
Именно
отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер
Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю
посмотреть на него так, как того хотел автор.
Что же видит
Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских
условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но
есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не
суждено быть счастливыми.
Обломов
предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом;
они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет
“соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и
так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ
лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко,
болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
Ольга постоянно
размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей
“миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих
пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для
Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того,
Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать,
пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому
пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
Обломов и Ольга
ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в
ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при
этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной
любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому
неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама
в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала,
что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с
трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто
проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени
этому злу...” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова
становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
Ольга выходит
замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый
смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно
назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга
начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца
не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к
Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С
любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
“Ольга, по своему
развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник
вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое лицо, только такое,
каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что
Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла
Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|