Сочинение: Образ народного героя в поэме А.Твардовского "Василий Теркин"
Сочинение: Образ народного героя в поэме А.Твардовского "Василий Теркин"
ОБРАЗ НАРОДНОГО ГЕРОЯ В ПОЭМЕ А. ТВАРДОВСКОГО
«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Поэма Александра Твардовского «Василии Теркин» —
книга для всех; ее можно читать в любом возрасте, в минуты радости и печали,
тревожась о будущем дне или беззаботно предаваясь душевному покою.
Я мечтал о
сущем чуде, Чтоб от выдумки моей На воине живущим людям Было, может быть
теплей. — писал автор И чудо действительно произошло О главном герое
произведения заговорили как о реальном человеке, однополчанине, поэтические
строчки растаскивались по солдатским листовкам, бесконечно цитировались во
фронтовых письмах, заучивались наизусть сходу, при первом прочтении Поэма,
конечно, была в высшей степени злободневной, но эта та злободневность, которая
перешла в долгодневность.
«Летопись
не летопись, хроника не хроника, а именно «книга», живая, подвижная, свободная
по форме книга, неотрывная от реального дела»,— так Твардовский сказал о поэме
«Живая книга» — это лучшее определение оно означает, что произведение порождено
жизнью, создано для жизни и наделено собственным бытием, независимым от воли
создателя
Заметим,
что поэт ни к чьим вкусам специально не приспосабливался Секрет популярности в
том, что его «книга про бойца» выразила глубинные потаенные основы русского
характера, и выразила их смело, броско, до гениальности просто
Теркин —
кто же он такой9
Скажем
откровенно
Просто
парень сам собой
Он
обыкновенный
«Обыкновенный»,
«из запаса рядовой», «добрый малый», «труженик-солдат», «большой любитель жить»
А в итоге — «святой и грешный, русский чудо-человек» И в этом выводе
противоречия нет Если одним словом попытаться определить главное в образе
Василия Теркина — то это слово будет нормальность, то есть душевное здоровье,
уравновешенность, чувство меры. Л Толстой и Ф М Достоевский, как и вся
литературная классика, приучили читателя к героям раздваивающимся, находящимся
в состоянии сложных душевных переживаний, занятых поисками истины На их фоне
человек, живущий естественной жизнью, «привычками бытия» (А С Пушкин), кажется
примитивным К тому же о какой нормальности можно говорить в XX веке — веке
катастроф, кровавых революции и мировых войн?
Читая поэму
Твардовского, убеждаешься можно Нормальность — это нравственная и физическая
стойкость, духовная высота, которые помогают выстоять, выдержать, сохранить
свое «я» в те роковые периоды истории, когда, кажется, распад личности неминуем
О Теркине
можно сказать многое трудолюбив и терпелив, так как война для него — прежде
всего тяжкая работа а, неистощим на выдумки и вместе с тем достаточно трезв в
оценке себя и других, жизнелюбив, но без излишнего бодрячества, коллективист по
природе, но знаком с одиночеством, удал и смел, но не безрассуден А главное —
он талантлив талантливо воюет («Поединок», «Бои в болоте») и талантливо
рассказывает («Отдых Теркина», «Теркин пишет»), и даже в бане моется тоже
талантливо («В бане»)
—Геркин—теткин,елки-палки,
Сыпь еще назло врагу
— слышится во время боя за «населенный пункт
Борки»
— Нс могу
Таланта жалко
До бомбежки берегу,
—отвечает
герой
Талант
противопоставлен здесь бахвальству («Русской ложкой деревянной // Восемь фрицев
уложил!») и удаче, на постоянство которой нельзя надеяться Бой за маленькую
деревушку может быть не менее суров и значим, чем за Ростов или Харьков И талант
бойца в том, чтобы понять эту горькую истину воины, выдержать и воду— «по
колено», и грязь — «по грудь», помнить о всеобщем долге и всеобщем равенстве
перед жизнью и смертью
Бой иной.
пора иная, Жить одна и см е рть одна
Особенно
ярко характер Василия Теркина раскрывается в ситуациях, пограничных между
жизнью и смертью К ним относится знаменитая переправа
Кому
память, кому слава, Кому темная вода
Перевоз
через реку ассоциируется с перевозом с одного берега жизни на другой, потому и
битва на переправе становится битвой за жизнь на земле, приобретает значение
грандиозного символа. Теркин — воплощение не только храбрости и героизма. Он
выражает еще и народную совесть, присутствие которой в поэме ощущается остро и
пронзительно. Неоднократно, даже в минуты победоносного наступления, на глаза
солдата набегают слезы. За ними стоит многое: позор отступления, зрелище
оставленной разоренной родной земли и, конечно, чувство вины перед погибшими. В
жизни часто случается: самая большая радость сопровождается грустью, если эта
радость досталась большой ценой. Цена же нашей победы над фашизмом
общеизвестна.
И еще одна
особенность поэмы Твардовского. Говоря о главном герое, мы всегда подчеркиваем
его типичность. Это значит, что собирательность образа, его обобщенность находят
выражение через индивидуальность, неповторимую личность, которую нельзя спутать
с другими. Так и Василий Теркин предстает перед читателями в психологической
полноте, бытовой конкретности и национально-исторической обобщенности. Он не
аллегория, не схема, а характер — «живой, как жизнь»:
...тот,
который
На воине
лихой солдат,
На гулянке
гость не лишний,
На работе —
хоть куда...
«Книга про
бойца» Твардовского — постоянный и горячий диалог автора (а значит, и героя) с
читателем:
Бился ль ты
в горах Кавказа,
Или пал за
Сталинград,
Мой земляк,
ровесник, брат... «Друг-товарищ», «брат», «братья», «братцы»... Конечно, с
такими словами писатель обращается прежде всего к воинам-фронтовикам —
псковским, елецким, тамбовским, смоленским... Но он обращается также и к их
друзьям, матерям, женам, невестам. «А из кого же еще, как не из них всех
состоял» народ, победивший в войне? Каждый мог стать и был товарищем по оружию,
братом по духу, земляком по любви к родине. И это еще раз подтверждает:
«Василий Теркин» — «живая книга», она для всех и обо всех.
|