Сочинение: Образ антигероя и средства его создания в "Ревизоре"
Сочинение: Образ антигероя и средства его создания в "Ревизоре"
Образ
антигероя и средства его создания в "Ревизоре"
"В
"Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я
тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем" -
такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в
преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия
"Ревизор" отличалась масштабностью своего художественного обобщения и
объемностью проблематики. При помощи смеха, "который весь излетает из
светлой природы человека", писатель с высоты творческого гения отразил
"зло своего времени".
Гоголь не раз
предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же
представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек
ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его
может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы
обеспечить себе
хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже
подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить
свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай,
и все изменится, он перенесется "из грязи в князи". Это и позволяет
Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором
живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей,
представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что
пишет его "друг" Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но
счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные,
которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему
неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело
в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда,
ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница
между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен
даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской
верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился.
Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром горди! тся Антон Антонович: "Тридцать лет живу на службе;
...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!"
Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия,
неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это
одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем "миражной* интриги.
Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый
данный момент он ведет себя так, как "получается". Его морили голодом
в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести
хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и
нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад
униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. "Ну, хозяин,
хозяин... Я плевать на твоего хозяина!" Совершенно справедливо
комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: "Он,
как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная
приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно
перестраивается под влиянием места и времени".
Хлестаков
соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко
соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигура
общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и
полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники
прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие
качества.
В каждом из
персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому
Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или
иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене.
Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве
тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто
роскошь, но такую роскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние
знакомства. Антон Антонович рисует картину: "...Поедешь куда-нибудь -
фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство,
заманчиво!" Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и
Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь
хлестаковские "тридцать пять тысяч одних курьеров" ничем не
отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего
"поскачут везде". И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад
выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова
явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и
значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое
единство "значительности" и ничтожества, грандиозных претензий и
внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в
одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в "Ревизоре" с
огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами,
которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|