Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"
Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"
"Мысль
народная" в "Войне и мире"
В 1867 году Лев
Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир" .
Говоря о своём
романе , Толстой признавался , что в " Войне и мире " он " любил
мысль народную " . Автор поэтизирует простоту , доброту , нравственность
народа . Толстой видит в народе источник нравственности , необходимой для всего
общества . С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе дворяне
стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические чувства , богаче и
содержательнее их духовная жизнь . И , напротив , чем дальше они от народа ,
тем суше и черствее их души , тем непривлекательнее их моральные принципы
".
Лев Николаевич
Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю ,
поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя ,
ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско -
исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму ,
складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов " ,
то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в
историческую необходимость , отменить которую никто не может .
По мнению
Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от желания
отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала : "
Толстой отказывается признать силой , руководящей историческим развитием
человечества , какую бы то ни было " идею " , а также желания или
власть отдельных , пусть даже и " великих " исторических деятелей .
" Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти
нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие этих законов возможно только
тогда , когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека
, точно так же , как открытие законов движения планет стало возможно только
тогда , когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " .
Перед
историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ... отыскание
законов " . Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов ,
которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа . Согласно его
взгляду , участник исторического события не может знать ни смысла и значения ,
ни - тем более - результата совершаемых действий . В силу этого никто не может
разумно руководить историческими событиями , а должен подчиняться стихийному ,
неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако внутренний ,
объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил
к осознанию этих закономерностей .
Кроме того , в
объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к
определению действительных сил , руководивших событиями . Так , исход войны
1812 года был определён , с его точки зрения , не таинственным и недоступным
человеческому пониманию фатумом , а " дубиной народной войны " ,
действовавшей с " простотой " и " целесообразностью " .
Народ у
Толстого выступает как творец истории : миллионные массы простых людей , а не
герои и полководцы творят историю , двигают общество вперёд , создают всё
ценное в материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и героическое
. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере
войны 1812 года . Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми ,
кто находил " красоту ужаса " в войне . При описании войны 1805 года
Толстой выступает как писатель - пацифист , но при описании войны 1812 года
автор переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в
изображении Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов
мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народное
мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в Москву ,
" не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что "
решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать своё
добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь бы ничего не
досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено
французам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны . В период тяжких испытаний
для Отечества " делом народным " , всеобщим становится защита Родины
.
Все герои
романа проверяются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством ,
готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине ,
патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка . Но
князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать о нём ,
анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед
Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить . Сами
многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству ,
и даже не бессознательно , - просто они очень немногословны . " Солдаты в
моём батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день , говорят
" , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от батальонного
командира Тимохина .
Пьер Безухов
вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат
: " Всем народом навалиться хотят , одно слово - Москва . Один конец
сделать хотят " . Солдаты выражают уверенность в победе , готовность
умереть за Родину . В романе " Война и мир " Толстой описывает войну
1812 года лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв
писал : " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части
вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце романа не переходит за
пределы Русской земли . Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов
, ни взятия Парижа . Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова .
Дальше этот народный герой " не нужен " .
Толстой в
фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной
войны ... Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому
древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые , Биргере ,
Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане
Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле : он ,
естественно , в силу одного только этого своего деяния , будет горд ,
самоуверен , надменен , будет поизносить громкие и пустые фразы . Образ
вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением . Напротив ,
защитник отечества всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в
поход , ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте . Правда , этическая
правда на его стороне , и этим определён его образ " .
По Толстому ,
бесполезно противиться естественному ходу событий , бесполезно пытаться исполнять
роль вершителя судеб человечества . Во время Бородинской битвы , от исхода
которой многое зависело для русских , Кутузов " не делал никаких
распоряжений , а только соглашался или не соглашался на то , что предлагали ему
" . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца , его
мудрость .
Сказанное
подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского : " Он всё
выслушает , всё запомнит , всё поставит на своё место , ничему полезному не
помешает и ничего вредного не позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее
и значительнее его воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их ,
умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от
участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на другое ".
Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения
главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не количество пушек и
убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом войска , и он следил за
этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти " .
Слитность с
народом , единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом
исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост .
Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения
читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя
" . Он не хотел казаться великим человеком - он был им . Поведение
Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую слабость .
Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он
понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует сообразно этому.
Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы
подкрепляется тем , что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской
девочки Малаши .
С. П. Бычков
писал : " Толстой , с присущей ему огромной проницательностью художника ,
правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого
русского полководца Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь
к русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату . Вопреки лживой
легенде , созданной официозной историографией об Александре I - спасителе
отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой
восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя
справедливой народной войны . Кутузов был связан с народом тесными духовными
узами , и в этом заключалась его сила как полководца . " Источник
необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о
Кутузове , - лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе во всей
чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства заставило народ
такими странными путями его , в немилости находящегося старика , выбрать ,
против воли царя , в представителя народной войны " .
В " Войне
и мире " создаются как бы два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль
о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением
характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских . Образ
Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной " . С. П.
Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика ,
стремившегося поработить русский народ , он был косвенным убийцей многих людей
, эта мрачная деятельность и не давала ему , по мысли писателя , права на
величие . Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного
гуманизма .Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко
отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за деталью ,
выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего , откормленного и барски
изнеженного человека, надменного и самовлюблённого . " Круглый живот
" , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея
", " потолстевшая короткая фигура " с широкими , " толстыми
плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона . При описании
утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает
разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора
Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " ,
" выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , "
толстые плечи " - все эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой
жизни , разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни .
Наполеон был
эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся
вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли интереса .
Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии
Наполеона на мировое господство , его постоянное позирование для истории , его
актерство. Наполеон всё время играл , в его поведении и в его словах не было
ничего простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене
любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к
портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , - есть
история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом
выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую отеческую
нежность " . Разумеется , это было чистое актерство. Он не выражал здесь
искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для
истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона
, полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его
планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель изображает
Наполеона и в ряде последующих эпизодов .
Накануне
Бородина Наполеон произносит : " Шахматы поставлены , игра начнётся завтра
" . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает :
" Игра началась " . Далее Толстой показывает , что эта " игра
" стоила жизни десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер
войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра
" , а жестокая необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался
принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного народа ,
вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над
родиной нависла угроза порабощения " .
На борьбу с
захватчиками поднялся весь русский народ . Лев Николаевич Толстой считал , что
роль отдельной личности в истории незначительна , что творят историю миллионные
массы простых людей . Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского
народа , поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о
Тушине : " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего
героя : " Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на
хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой
ручки " ; " ... закричал он тоненьким голоском , которому он старался
придать молодцеватость , не шедшую к его фигуре . - Второе , - пропищал он . -
Круши , Медведев ! " ; " Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями
... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на французов " .
Толстой не смущался даже тем , что слово " маленький " дважды
употреблено в одной фразе . Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши ,
ребята ! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать
" . Потом ещё будет сказано про " слабый , тоненький , нерешительный
голосок " . Однако солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на
две головы выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда
" - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как дети
в затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то выражение ,
которое было на его лице , неизменно отражалось на их лицах " . В итоге
авторского описания происходит преображение : " Сам он представлялся себе
огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам
ядра " . Глава заканчивается неожиданно , но вполне в духе толстовского
представления о людях подвига : " - До свидания , голубчик , - сказал
Тушин , - милая душа ! прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые
неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому
придётся защищать Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже
торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми ,
два орудия исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня мы обязаны более
всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой
" . Так из противоречий , из сочетания " малого " и "
великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового
защитника Родины .
Нетрудно видеть
, что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же
художественным законам ". Толстой создаёт яркий образ неутомимого
партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон
отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В
борьбе с французами он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен
рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со
шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом
француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть
художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия
Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы
олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и
со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие
. Он сам , добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно
нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно
- он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать
" языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной
освободительной войне : " Пойдём , говорю, к полковнику . Как загалдит . А
их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором
: что вы , мол , Христос с вами , - вскрикнул Тихон , размахнув и грозно
хмурясь , выставляя грудь " .
Народному
патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати , основная
цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм
московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели
русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I в
толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были
присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно
ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом . Александр
заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант
" . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был " спасителем
отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди
приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом .
Напротив, при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа
откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым ,
которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ".
Платон Каратаев
- вогплощение " всего русского, доброго и круглого " ,
патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств ,
которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия
Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и противоречивее, он
чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги . Не
больше , впрочем, чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона " мысли
народной " .
Патриотизм и
близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею
Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та
огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев
Толстого , выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое
чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и
судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В
полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " ,
- писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении
людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа
зависит не от воли правителей , а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался
относительно мира . Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, "
туда , где готовилось будущее , от которого зависели судьбы миллионов " .
Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император
Александр , а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской
философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают
Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного
Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , " счастливее и лучше
" ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого отношения к жизни
его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка зрения входит как
критерий в сознание Болконского " .
Простые русские
солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова . Он
прошёл через увлечение масонством , благотворительностью , и ничто не дало ему
нравственного удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми он
понял , что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь , есть и счастье
" . Уже на Бородинском поле , ещё до встречи с Каратаевым , у Пьера
Безухова зарождается идея опрощения : " Солдатом быть , просто солдатом !
" Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу ,
потрясли его сознание , возбудили желание переменить , перестроить всю свою
жизнь . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Душевное спокойствие ,
уверенность в смвсле жизни Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го
года и страдания плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он
испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой ,
простотой и силой того разряда людей , которые отпечатлелись у него в душе под
названием они " . " Солдатом быть , просто солдатом " , - с
восторгом думает Пьер . Характкрно , что и солддаты , хоть не сразу , но охотно
приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея
" наш князь " . Пьер не может стать " просто солдатом " ,
капелькой , сливающейся со всей поверхностью шара . Сознание своей личной
ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том
,что люди должны опомниться , понять всю преступность , всю невозможность войны
" .
Положительные черты Наташи Ростовой с
особенной яркостью раскрываются в тот момент , когда она , перед вступлением
французов в Москву , одушевлённая патриотическим чувством , заставляет сбросить
с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую , счастливую
и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю
силу заключённого в ней национального духа . От Наташи исходит энергия
обновления , освобождения от фальшивого , ложного, привычного , выводящая
" на вольный божий свет " . И здесь её роль равносильна тому , что
даёт ищущим героям Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна Опульская
писала : " В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа:
красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и правды " .
В романе "
Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой
характеристикой . Язык дворянской знати - офранцуженный , выражения и обороты
его , несмотря на изысканность , стали привычными штампами , употребляемыми в
светской беседе для любого случая . Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель
великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об
отношении к ним автора . Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев
офранцуженный русский язык . " Мысль народная " - главная идея романа
" Война и мир " . Толстой знал , что жизнь , простая жизнь людей , с
её " частными " судьбами , интересами и радостями , идёт своим
чередом , независимо от встреч Наполеона с Александром , дипломатической игры
или государственных планов Сперанского . Лишь те исторические события , которые
приводят в движение народные массы , касаются судеб национальных , способны
изменить - пусть драматически , но всегда благотворно - отдельного человека .
Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои :
Андрей Болконский , Пьер Безухов , Наташа Ростова . Каждый участник
исторических событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон . Направление
воли миллионов людей , которые , с точки зрения Наполеона и тогдашней
исторической науки , были бесконечно малыми единицами , определяет историческое
развитие.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|