Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"

Сочинение: "Мысль народная" в "Войне и мире"

"Мысль народная" в "Войне и мире"

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир" .

Говоря о своём романе , Толстой признавался , что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " . Автор поэтизирует простоту , доброту , нравственность народа . Толстой видит в народе источник нравственности , необходимой для всего общества . С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И , напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем непривлекательнее их моральные принципы ".

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю , поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов " , то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость , отменить которую никто не может .

По мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Толстой отказывается признать силой , руководящей историческим развитием человечества , какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть отдельных , пусть даже и " великих " исторических деятелей . " Есть законы , управляющие событиями , отчасти неизвестные , отчасти нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие этих законов возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека , точно так же , как открытие законов движения планет стало возможно только тогда , когда люди отрешились от представления утверждённости Земли " .

Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ... отыскание законов " . Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов , которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа . Согласно его взгляду , участник исторического события не может знать ни смысла и значения , ни - тем более - результата совершаемых действий . В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями , а должен подчиняться стихийному , неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако внутренний , объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей .

Кроме того , в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил , руководивших событиями . Так , исход войны 1812 года был определён , с его точки зрения , не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом , а " дубиной народной войны " , действовавшей с " простотой " и " целесообразностью " .

Народ у Толстого выступает как творец истории : миллионные массы простых людей , а не герои и полководцы творят историю , двигают общество вперёд , создают всё ценное в материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и героическое . И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года . Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми , кто находил " красоту ужаса " в войне . При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист , но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в Москву , " не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что " решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать своё добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь бы ничего не досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны . В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным " , всеобщим становится защита Родины .

Все герои романа проверяются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине , патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить . Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству , и даже не бессознательно , - просто они очень немногословны . " Солдаты в моём батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день , говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина .

Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат : " Всем народом навалиться хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят " . Солдаты выражают уверенность в победе , готовность умереть за Родину . В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв писал : " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли . Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия Парижа . Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова . Дальше этот народный герой " не нужен " .

Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны ... Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые , Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле : он , естественно , в силу одного только этого своего деяния , будет горд , самоуверен , надменен , будет поизносить громкие и пустые фразы . Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением . Напротив , защитник отечества всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в поход , ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте . Правда , этическая правда на его стороне , и этим определён его образ " .

По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий , бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во время Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело для русских , Кутузов " не делал никаких распоряжений , а только соглашался или не соглашался на то , что предлагали ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца , его мудрость .

Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского : " Он всё выслушает , всё запомнит , всё поставит на своё место , ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее и значительнее его воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их , умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на другое ". Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не количество пушек и убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом войска , и он следил за этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти " .

Слитность с народом , единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост . Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был им . Поведение Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую слабость . Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том , что он понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем , что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши .

С. П. Бычков писал : " Толстой , с присущей ему огромной проницательностью художника , правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь к русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату . Вопреки лживой легенде , созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны . Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в этом заключалась его сила как полководца . " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о Кутузове , - лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе во всей чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его , в немилости находящегося старика , выбрать , против воли царя , в представителя народной войны " .

В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной " . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика , стремившегося поработить русский народ , он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная деятельность и не давала ему , по мысли писателя , права на величие . Толстой развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма .Уже с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за деталью , выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего , откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого . " Круглый живот " , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея ", " потолстевшая короткая фигура " с широкими , " толстыми плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона . При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , " выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , " толстые плечи " - все эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой жизни , разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни .

Наполеон был эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что вся вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли интереса . Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм , разоблачает претензии Наполеона на мировое господство , его постоянное позирование для истории , его актерство. Наполеон всё время играл , в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , - есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность " . Разумеется , это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона , полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов .

Накануне Бородина Наполеон произносит : " Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра началась " . Далее Толстой показывает , что эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона , стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра " , а жестокая необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного народа , вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения " .

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории незначительна , что творят историю миллионные массы простых людей . Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа , поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине : " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя : " Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким голоском , которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! " ; " Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже тем , что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе . Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши , ребята ! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про " слабый , тоненький , нерешительный голосок " . Однако солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как дети в затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то выражение , которое было на его лице , неизменно отражалось на их лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение : " Сам он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается неожиданно , но вполне в духе толстовского представления о людях подвига : " - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа ! прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из противоречий , из сочетания " малого " и " великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины .

Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова - строится по тем же художественным законам ". Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем , огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с французами он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный . Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие . Он сам , добровольно ,попросился в отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне : " Пойдём , говорю, к полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , - вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " .

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати , основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : " Старый комедиант " . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был " спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом . Напротив, при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ".

Платон Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств , которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко - философской концепции книги . Не больше , впрочем, чем Тихон Щербатый . Просто это - другая сторона " мысли народной " .

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В полку его называли " наш князь " , им гордились и его любили " , - писал Толстой . Он начинает видеть главное назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого народа. Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался относительно мира . Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда , где готовилось будущее , от которого зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , " счастливее и лучше " ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого отношения к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " .

Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова . Он прошёл через увлечение масонством , благотворительностью , и ничто не дало ему нравственного удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми он понял , что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь , есть и счастье " . Уже на Бородинском поле , ещё до встречи с Каратаевым , у Пьера Безухова зарождается идея опрощения : " Солдатом быть , просто солдатом ! " Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу , потрясли его сознание , возбудили желание переменить , перестроить всю свою жизнь . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Душевное спокойствие , уверенность в смвсле жизни Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го года и страдания плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой , простотой и силой того разряда людей , которые отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть , просто солдатом " , - с восторгом думает Пьер . Характкрно , что и солддаты , хоть не сразу , но охотно приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может стать " просто солдатом " , капелькой , сливающейся со всей поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том ,что люди должны опомниться , понять всю преступность , всю невозможность войны " .

 Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент , когда она , перед вступлением французов в Москву , одушевлённая патриотическим чувством , заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же - в другую , счастливую и радостную минуту - русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней национального духа . От Наташи исходит энергия обновления , освобождения от фальшивого , ложного, привычного , выводящая " на вольный божий свет " . И здесь её роль равносильна тому , что даёт ищущим героям Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и правды " .

В романе " Война и мир " облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой . Язык дворянской знати - офранцуженный , выражения и обороты его , несмотря на изысканность , стали привычными штампами , употребляемыми в светской беседе для любого случая . Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора . Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык . " Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир " . Толстой знал , что жизнь , простая жизнь людей , с её " частными " судьбами , интересами и радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч Наполеона с Александром , дипломатической игры или государственных планов Сперанского . Лишь те исторические события , которые приводят в движение народные массы , касаются судеб национальных , способны изменить - пусть драматически , но всегда благотворно - отдельного человека . Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои : Андрей Болконский , Пьер Безухов , Наташа Ростова . Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон . Направление воли миллионов людей , которые , с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки , были бесконечно малыми единицами , определяет историческое развитие.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011