Сочинение: Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина
Сочинение: Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина
Москва А. С.
Грибоедова и А. С. Пушкина
А, батюшка,
признайтесь, что едва
Где сыщется
столица, как Москва.
А. С. Грибоедов
Москва… как
много в этом звуке
Для сердца
русского слилось!
Как много в нем
отозвалось!
А. С. Пушкин
Москва дала
России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь
героев их произведений связана с Москвой. Сегодня вам покажут дом Фамусова,
сохранившийся в центре города, сегодня можно проехать по столице маршрутом,
которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не
географическое, не столичное положение интересовало художников слова. Их
интересовала Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации.
Какие же мысли
и чувства вызывает Москва? Откроем комедию Грибоедова "Горе от ума".
Нас встречает богатый московский барин и видный сановник Фамусов, списанный с
родного дяди самого автора. Но это не исключает его типизации: "Что за
тузы живут в Москве и умирают!" Это хранитель старинных традиций, для
которого дядя Максим Петрович, вельможа екатерининских времен, служит идеалом.
Фамусову нравится надменный нрав, пышный вид, роль в свете и при дворе. Высшее
положение в обществе — главное мерило. "Кто беден, тот тебе не пара",
— говорит он Софье. Для него зять с чинами да звездами интересен. Вот Скалозуб
— желанный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов — ничто! Пускай себе
разу'мником слыви, А в семью не включат. Да, в Москве свои понятия о чести:
"Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб". Вот эта
готовность сыграть при случае шутовскую роль, забыв свой возраст и надменный
нрав, и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественно, в том
числе и служба: "Подписано, так с плеч долой". Тех же, кому
"прислуживаться тошно", Фамусов требует на пушечный выстрел не
подпускать к столицам. Московские тузы — противники учености. Их самих ею не
обморочишь, но они радеют о других: от ученья развелись безумные люди,
совершаются безумные дела. Надо уничтожить книги. Однако светское воспитание
для барышень Фамусов признает, хотя и знает, что это накладно. Брюзжа по поводу
Кузнецкого моста, средоточия французской моды, Фамусов вполне подчиняется такой
моде, дом его "открыт для званых и незваных, особенно из иностранных".
Все знают господа друг о друге, потому так боятся общественного мнения, так от
него зависят. Внешне все должно быть пристойно, а уж внутри дома — ни-ни!
"Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Своего суждения не
имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин. Он привык думать, как
все, повторять расхожие истории своего круга. Фамусов в восторге от всего
московского, юношей, дам, девиц.
Сатирична
Москва в изображении Грибоедова, однако есть в характере Фамусова и хорошие
черты: изрядная доля добродушия, широкое гостеприимство, хлебосольство,
отличающее москвичей вообще. Хотя отзывчивость, правда, несколько извращенная:
"Ну, как не порадеть родному человечку". Извечная нравственная
всеядность ("хоть честный человек, хоть нет — для вас ровнехонько про всех
готов обед") характерна для подобных людей. В образе Фамусова отразилась
умственная косность и самодовольство старинного московского барства. И ничто не
способно изменить таких, как он. — С тех пор дороги, тротуары-Дома и все на
новый лад. — Дома новы, но предрассудки стары... (Из диалога Фамусова с Чацким)
И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушны только до
известной черты. Как только кто-то представляется им нежелательно опасным, они
ощетиниваются и показывают острые клыки. Сумасшедший! — вот их приговор умному
справедливому человеку. Изгонят и опять успокоятся. Московские баре любят
играть в благодетелей. Человек с такой жизненной программой, как у Молчалина,
не пропадет и всегда найдет покровителей: "Частенько там мы покровительство
находим, где не метим". Целый ряд представителей московского общества:
Скалозуб, Загорецкий, Репетилов, Хрюмины, Тугоуховские — живая галерея
московского общества 20-х годов XIX века, с отличавшим его невежеством и полным
отсутствием высших интересов, стремлений и запросов.
Праздная жизнь
Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительными затеями,
вроде крепостного балета. Их отличает полное презрение к человеческому
достоинству крепостного, которого не стеснялись менять на борзую собаку,
кормить с собаками, могли отнимать и продавать его детей. В этом обществе пышно
расцветают сплетни и пе-ресуды. Боятся не дурных поступков — они сплошь и
рядом, а пересудов: "Грех — не беда... ", "Как можно против
всех!" — восклицают Тугоуховские. Взглянем еще раз на общество,
собравшееся у Фамусова: пересуды о людях и нарядах, смешение французского языка
нижегородским, дух пустого, рабского, слепого подражания... Грибоедову удалось
уловить и запечатлеть в своей комедии тот "особый отпечаток", который
лежит на "всем московском". В пользу верности этой картины говорит
общность ее у Грибоедова с сатирическими зарисовками московской жизни в седьмой
главе "Евгения Онегина".
Не случайно
Пушкин берет к этой главе эпиграф из "Горя от ума": Гоненъе на
Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет. Вместе с тем, начиная
рассказ о Москве, Пушкин не может не посмотреть на нее с других позиций:
патриота, истинного гражданина, может быть, защитника. Ведь недавно Москва
доказала лучшие качества русских: Напрасно ждал Наполеон... Нет, не пошла
Москва моя К нему с повинной головою. И те же дворяне, лучшие из них, движимые
патриотическим порывом, стали во главе сопротивления Наполеону. Москва готовила
пожар Нетерпеливому герою.
И тем не менее
и для Пушкина Москва — олицетворение закостенелого барства: Но в них не видно
перемен; Все в них на старый образец. И дело не в старых чепцах и гриме, дело в
более существенном: Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп.
Напрасно героиня романа "вслушаться желает в беседы, в общий
разговор": Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. Не
вспыхнет мысли в целы сутки... Не дрогнет сердце хоть для шутки. Пушкин как бы
довершил грибоедовскую сатиру на "московское барство". Его "отпускные
гусары, записные франты, архивные юноши с чопорными взглядами" — явление
нарицательное. "Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс...
" — вот она, жизнь московского "общества". Здесь все по
старинке: по старинке вершат дела, делают карьеру, выдают замуж, заключают
выгодные сделки, хранят традиции старого, чуть ли не екатерининских времен,
барства. Вальяжная, хлебосольная, никуда не спешащая вторая столица,
деревенская родственница столицы первой — Петербурга. Стоят на московских
бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них течет
московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши великие
поэты?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|