Сочинение: Маяковский-лирик
Сочинение: Маяковский-лирик
Маяковский-лирик
После похорон
В. Маяковского Марина Цветаева напишет: "Боюсь, что, несмотря на народные
похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих
пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского".
Маяковский
остался непонятым. Предчувствие этого трагического отчуждения, непонимания
самого глубокого и чистого, что было в нем, тревожило поэта еще за несколько
лет до смерти: Я хочу быть понят моей страной. А не буду понят, что ж. По
родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь. Ранняя лирика
Маяковского изобилует образами, взятыми поэтом из окружающего мира. И как
по-разному трактуются они в его произведениях! Каждый штрих, каждая деталь,
любое слово — все несет на себе отпечаток личности, настроения, чувства автора!
Как неоднозначно, противоречиво воспринимает он все, о чем пишет!
Например,
нередко поэт обращается в лирических стихотворениях к небесной своей подруге —
луне. Она для него может быть и "любовницей рыжеволосой", и матерью
его поэзии. Он наделяет ее чертами женщины — ее теплом, чуткостью, пониманием.
Он обращается к ней со словами: Ведь это ж дочь твоя — моя песня... Но вот
настроение кроткой любви, какого-то неуловимого духовного единения с окружающим
миром сменяется неожиданным прозрением. Так же остро и сильно, как ранее любил,
теперь чувствует поэт всю мерзость, склизкую и безысходную враждебность этого
мира. И луна — та же самая луна — видится поэту совершенно иной: ...а за
солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная дряблая луна.
Необходимый для
каждой человеческой души этап личностного, морального самоутверждения совпадает
у Маяковского со временем его творческого становления. Отсюда та
противоречивость, бескомпромиссность, которая свойственна его ранней лирике.
Ощущение прилива творческих сил, готовность к работе, постоянному духовному
неспокойствию подводят Маяковского к пониманию его поэтического кредо: он
должен дать язык безъязыкой улице. Он должен отдать трактирам и площадям этот свой
рвущийся, непокорный, непрожеванный крик. Эта роль не может не быть святой для
поэта. Он жаждет признания, он верит, что достоин его.
И вновь
ироничный, чуть насмешливый голос юности, живущий в нем, заставляет Маяковского
не только мучиться и любить, обличать и восхищаться, но и просто шутить над
собой: И бог заплачет над моею книжкой! Не слова — судороги, слипшиеся комом, и
побежит по небу с моими стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым. Но помимо личностных противоречий, существующих внутри самого поэта,
углубляются и трагические противоречия эпохи, современником которой ему
довелось стать, времени, характеризующегося ломкой миропонимания тысяч людей.
Все это не
может не отразиться на творчестве поэта, и в нем появляются ноты безверия,
опустошенности, обманутости, разочарования: Я одинок, как последний глаз У
идущего к слепым человека! Боль, одиночество, которое переживает поэт, он не
может отделить от трагической судьбы своей родины, своего времени, своего
поколения: Ты! Нас — двое, Ораненных, загнанных ланями, Вздыбилось ржанье
оседланных смертью коней. Дым из-за дома догонит нас длинными дланями, Мутью
озлобив глаза догнивающих в ливнях огней! "Сестра моя!" — так
обращается Маяковский к земле в стихотворении "От усталости".
В сознании
поэта живут не только глобальные, эпохальные мысли. Как способен он
чувствовать, сопереживать, как способен наслаждаться земными человеческими
радостями! Через много лет, когда юный лирик с раненым сердцем встанет бойцом в
рабочий строй, когда почти все забудут о его первой настоящей поэзии, поэзии
сердца и любви, поэзии, исполненной боли и одиночества, поэзии колких рифм и
разлетающихся строк, поэзии, коробящей и бьющей наотмашь, нежной и поющей,
лирический мотив вновь воспрянет в Маяковском. Где выход из тупика, из
непонимания, о котором писала Цветаева? Быть может, будущее воспримет поэта,
поймет и примет его настоящим, открытым, искренним? Грядущие люди! Кто вы? Вот
я, весь боль и ушиб. Вам завещаю сад фруктовый моей великой души.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|