Сочинение: "Люди и звери". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха"
Сочинение: "Люди и звери". Человек и природа в романе Ч.Айтматова "Плаха"
ЛЮДИ
И ЗВЕРИ
(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»)
Роман
Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые
связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле? Выживет
ли человек, и каким он будет в условиях технократического XXI века?
«Плаха» —
многогеройное и многосюжетное произведение. Вот бывший семинарист, а теперь
внештатный корреспондент областной молодежной газеты Авдий Каллистратов. В его
воображении оживают события многовековой давности и прежде всего Христос, чья
земная участь соотносится с судьбой айтматовского персонажа. Вот
чабаны-антиподы Бостон и Базарбай. А вот" алкоголики-анашисты,
охотники-заготовители, больше похожие на бандитов-расстрельщиков. И тут же
подробнейшим образом изображается жизнь волчьего семейства, описываются
материнские чувства волчицы Акбары, гибель ее детенышей, жестокая облава на
сайгаков, ставшая началом их массового уничтожения.
И это не
просто отдельные сильные эпизоды. Люди и звери, человеческий мири природный,
как показывает Айтматов, скреплены жесткой, нерасторжимой причинно-следственной
связью. Безжалостность, проявленная человеком по отношению к природе,
оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает
возмездие.
Спрашивается,
почему смертные муки испытывает Авдий, пытавшийся помешать дикой расправе над
обезумевшими от страха сайгаками? Почему автор допустил, чтобы его, честного и
совестливого, после зверского истязания повесили, распяв на саксауле, пятеро
охотников-алкоголиков? Почему вообще —и в этом романе Айтматова, и в
предшествующих произведениях — часто погибают самые чистые и невинные
представители рода человеческого — дети? Случайно? Конечно, нет.
В том-то и
трагичность ситуации, что природа бывает слепой и ее возмездие может быть
направлено на невинных и беззащитных. И, кроме того, все люди так или иначе, в
той или иной степени несут ответственность за то зло, которое творится с их
ведома и по их воле.
Вот пьяный
чабан Базарбай разоряет волчье логово и крадет волчат, чтобы выгодно сбыть их.
Волчица Акбара, в третий раз испытавшая потерю детенышей, в свою очередь
похищает сына Бостона. Делает она это не из злых побуждений, а позову
материнского инстинкта: может быть, дитя человеческое заменит дитя волчье? Отец
же, пытаясь спасти мальчика, одним выстрелом убивает волчицу и ребенка. Такова
страшная цена, которую платит род человеческий за нарушение нравственных норм.
Поэтому наряду с общим понятием экологии существует понятие «экология нравственности».
Борьба за сохранение природного мира, считает Айтматов,— это прежде всего
борьба за спасение человеческого в человеке. А именно он под угрозой
саморазрушения.
Писатель
сопоставляет две морали, два типа поведения. С одной стороны, ничем себя не
запятнавшие Авдий Каллистратов и Бостон. С другой — бездельники, алкоголики,
формалисты и бюрократы, привыкшие лишь брать т жизни, не отдавая ничего взамен.
Философский конфликт поворачивается и «Плахе» социально-психологической
стороной, становится острейшим конфликтом современности.
Конечно, и
раньше люди проносились на своих низких лохматых лошадях по степным просторам,
охотились на сайгаков и лисиц, птиц и тех же волков. Но прежде они включались в
общий природный круговорот, поддерживали его баланс, истребляли животных ради
продолжения своего рода. Теперь же человек, обладающий современными орудиями
убийства, уничтожает «братьев меньших» не во имя жизни, а из-за корысти,
прибыли.
Особенно в
этом отношении волнует писателя молодежь, люди, стоящие в начале своего
жизненного пути. Подстегиваемые наркотикам и, они признают только одно—деньги:
«Мы будем деньгу делать», «Для нас деньги — прежде всего!», «На свете все
продастся и покупается».
Зло
порождает только зло. Приходит в действие закон цепной реакции: бездуховность
одних перекидывается на других, и уже масса людей становится разрушителями и
убийцами.
Вступительная
глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от
адского шума которого сотрясается степь, является ключом ко всему
повествованию.
Параллель
человек — волк проходит через весь роман. И кажется невероятным, что писатель,
обнажая звериное в людях. видит человеческое в звере. Не случайно синеглазая
волчица-мать, понимающая предсмертные страдания Авдия, сливается для него с
образом самой Природы — «великой матери всего сущего».
Природа —
действительно мать. для живущих на земле, но она может стать и нашей мачехой.
«Не убий!» — многократно вспоминается при чтении романа этот евангельский
призыв. «Плаха», подобно повестям В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар»,
«Печальному детективу» В. Астафьева, обладает огромной взрывчатой силой. «К
чему пришли?» — вот вопрос, который нс дает покоя нс только героям Айтматова,
но и всем нам.
|