Сочинение: Лужин и Свидригайлов
Сочинение: Лужин и Свидригайлов
Лужин и
Свидригайлов
Роман
"Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге.
Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа
трансформировался в "психологический отчет одного преступления".
Достоевский в
своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению
писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает,
делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую
преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская
мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений,
а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными
процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников
окружен в романе персонажами, которые являются как бы его
"двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо
сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько
судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью,
характером, психологией человека, в которых отразились черты русской
действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические
стремления, "шатания", "заблуждения".
Родион
Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них - Лужин и
Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому
что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей
дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов
Родиону, подчёркивая их сходство.
В плену ложной
теории находится Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского.
Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на
развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою
совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе
какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему
слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны,
чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы
справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов -
человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не
послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе
преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для
Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины
нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути
преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек",
который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они
"одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется
герой.
Свидригайлов -
зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и
гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует
суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись
пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает
жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от
"вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в
котором хотел убедиться Раскольников.
Другим
"двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он - герой, преуспевающий
и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть
Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного
переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает
совестливого Раскольникова. Лужин - деловой человек со своими
"экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию
человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории
Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят
к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова
благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение,
"помрачение ума".
Лужин -
прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по
сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны
теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над
судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион
Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею
главного героя, показывает её утопический результат на образах
"двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной
справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по
совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин
исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца.
Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду -
всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые
рассуждения Лужена Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы
давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".
В своем
произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в
том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой
добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим
на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|