Сочинение: Концепция мертвой души
Сочинение: Концепция мертвой души
Концепция
мертвой души
Лучшие годы
жизни (1823-1831) А. С. Пушкин отдал созданию стихотворного романа
"Евгений Онегин", вложив в него "плоды ума холодных наблюдений и
сердца горестных замет".
В этом
произведении перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи. Автор давно уже
хотел создать типичный образ молодого дворянина-интеллигента, вольнолюбиво
настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был
членом тайных обществ.
Почему главным
героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на
вершине своего развития, было тем общественным слоем, в котором выразился
"прогресс русского общества". С главным героем романа Евгением
Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному:
"наследник всех своих родных", "добрый мой приятель",
"второй Чадаев".
Герой
"родился на брегах Невы", его воспитание и образование в детстве и в
юности типичные для дворян того времени: Он по-французски совершенно Мог
изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Онегин -
"наследник всех своих родных" (хотя отец его разорился), поэтому ему
доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый "по последней
моде", он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и
лучшие рестораны. В начале светской жизни Евгений ведет себя по правилам,
поэтому "свет решил, что он умен и очень мил". Но Онегин не просто
"молодой повеса".
Не случайно А.
С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом
главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был известен своим
свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом
и щегольством в одежде. Именно то, что Пушкин называет Онегина петербургским
денди, создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Дендизм
отличается эстетизмом жизненного стиля во всем - от одежды до "блеска
ума", он предполагает культ собственной индивидуальности.
Евгений Онегин
так же, как Чаадаев, выделяется независимостью. Оппозиционность такого
поведения, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного
наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство образуют единый
комплекс, характерный для поколения 1820-ых годов и запечатленный в образе
Евгения Онегина. Так же, как Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: …рано чувства
в нем остыли; Ему наскучил света шум… Образ "светского льва",
далекого от идеалов Пушкина, вырастает в серьезную личность, достойную стать рядом
с автором, устанавливая единство их взглядов: Условий света свергнув бремя, Как
он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный
ум. Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким он был
в начале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в
развитии, что связано с "ростом" самого автора. Так, получив типичное
для своего времени и поверхностное образование ("мы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь…"), Онегин затем много читает, анализируя
прочитанное.
От светского
полуневежества и верхоглядства герой серьезно погружается в мир знаний. Он так
же, как и автор, стремится "в просвещении стать с веком наравне". Это
было время подъема русского самосознания, пробужденного войной 1812-ого года. В
обществе усиливается интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не
случайно не только Онегин, но и Владимир Ленский отличаются своей начитанностью,
образованностью, стремлением к решению философских вопросов, богатым внутренним
миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образованной
дворянской интеллигенции.
Не зря автор
описывает проблемы, которые обсуждают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не
нашел ответов на мучившие его вопросы в силу субъективности и предвзятости
позиций авторов: Отрядом книг уставил полку, Читал, читал, а всё без толку: Там
скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет… А. С. Пушкину близок
критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования,
предъявляемые Онегиным ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного
ума. Именно "резкий, охлажденный ум" героя позволил ему критически
оценивать людей, общество и жизнь: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не
презирать людей… Таким образом, в лице Евгения Онегина Пушкин первым из русских
писателей изобразил тот тип образованного дворянина-интеллигента, который
сложился в 20-ые годы XIX века и в котором "выразился прогресс русского
общества".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|