Сочинение: Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Сочинение: Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Комическое и
трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов".
Занимающий
центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана
Александровича Гончарова, роман восхищает читателей и по сей день. И
неудивительно! Ведь "Обломова" автор писал больше десяти лет,
постепенно оттачивая свое мастерство, слог, добиваясь поразительной точности во
всех сценах. Интересна также временная протяженность различных частей романа.
Действие его разворачивается в течение восьми лет, а с предысторией даже 32
года. Первая глава продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как
писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с
Обломовым, главным героем романа. Дарование Гончарова-романиста раскрылось в
"Обломове" во всем его богатстве, со всеми его особенностями.
Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая
событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, покоряет
тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей
действительностью. Я считаю, что "Обломов" Гончарова - это роман-
трагикомедия.
Хотя в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется
во весь голос.
Одна из главных
трагедий этого романа - трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный
дворянин, молодой человек 32-33 лет.
Автор
показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста, приятной
наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной
идеи". Автор показывает нам во всех подробностях его быт, дает нам понять,
что это человек нравственно погибающий. "По стеклам лепилась паутина,
напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по
пыли заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным
состоянием". Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый,
честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой
трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла
обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих
усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в
жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова - такой
молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно
погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к миру,
возродить в нем интерес к жизни. Также, я считаю, некоторый трагизм есть в
образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти
идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от
Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некую машину:
"Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская
лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул,..
цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца". Читая роман, мы видим,
что трагедия Штольца - это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется,
не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так
и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте,
сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества.
Хотя писатель
рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость,
неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку.
Я считаю, что истоки трагедий обоих героев - в воспитании. Это два совершенно
разных пути.
Обломовцы -
хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали время и его
отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия,
представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор
показывает отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки
в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором
цивилизации переходит в разряд невозможных.
Причина
неестественности Штольца также воспитание, на этот раз "правильное",
рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том,
что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь
расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных
моментов. Она как точный график времени отправления поездов на станции, а сам
он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же
искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, - это
достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Я согласен с
А.П.Чеховым, который писал: "Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор
говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю... Наполовину он сочинен,
на три четверти ходулен." Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался
нищим. "Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до
подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая;
бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные... На нем была
ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу
ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку". После смерти хозяина
Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его
смерть стала сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил Обломова.
Но в то же
время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей
души, несмотря на тo, что роман был написан много лет назад. Многие из них
касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца
первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина:
"Илья Ильич! А, Илья Ильич!" Но храп продолжался. Когда Захар наконец
дозвался хозяина, тот приказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно восклицает:
"Знаешь ты дрыхнуть! - говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. -
Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!" Но Обломов услышал: "Нет, ты
как сказал-то - а? как ты смеешь так - а?" Захар оправдывается. Ему
удается поднять с постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В
этот момент в комнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй
части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что
все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
До сих пор
читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в
котором неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются,
поражая всех.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|