Сочинение: Изображение распада дворянства в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"
Сочинение: Изображение распада дворянства в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"
Изображение
распада дворянства в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"
Тема “Вишневого
сада” — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и
судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой
социальной силы — передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода
с исторической сцены дворянства — уже отжившего, неприспособленного класса.
Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян — Раневской и Гаева.
Они потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым
садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные
хозяева. Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую
и Гаева людьми, неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности,
безвольными и беспомощными.
Раневская,
внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная, является олицетворением
паразитизма и легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей
приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой
разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного не
своими руками, следствие привычки тратить деньги, не считая. Раневская эгоистична
и отсюда привычна к тому, чтобы все преклонялись перед ее богатством,
восхищались ее красотой и выполняли ее прихоти. Ничего не умеющая, ничего не
делающая, ни о чем серьезно не думающая (прислуге нечего есть — она устраивает
никому не нужный бал), Раневская видит жизнь лишь в праздниках, постоянно
меняющихся личных удовольствиях, сердечных увлечениях, в любви, понимаемой ею,
видимо, лишь чувственно. С удивлением она говорит Трофимову: “В ваши годы не
иметь любовницы?”
Еще меньше
привлекательных черт в брате Раневской — Гаеве. Абсолютная праздность,
отсутствие серьезных интересов в жизни сделали из него фразера, празднослова.
Он произносит напыщенные, но лишенные всякого подлинного чувства речи.
Единственный его интерес — бильярд. Гаев по-барски высокомерен и груб с людьми,
которых считает ниже себя по положению. Гаев так же безволен, как и его сестра,
его чувства еще менее глубоки, чем чувства Раневской.
...Приближается
срок продажи заложенного имения. Гаев и Раневская растерянно ищут пути спасения,
рассчитывая то на помощь богатой ярославской тетушки, то на заем под вексель,
но решительно отвергают выход, предложенный Лопахиным: разбить вишневый сад на
участки и сдавать их в аренду дачникам. Это средство кажется им недоступным,
оскорбительным для их чести и фамильных традиций, противоречащим их классовой
этике. Поэзию вишневого сада и все, что с ним было связано, заслоняют
требования практического расчета. “Дача и дачники — это так пошло, простите”, —
говорит Раневская Лопахину. Эти слова можно трактовать как
брезгливо-высокомерные. Однако с другой стороны, то, чем был для Раневской
вишневый сад, и дачники — это действительно несовместимо и пошло. И этого, к
сожалению, не понять Лопахину — представителю зарождающейся буржуазии
(“легкомысленными, неделовыми, странными людьми” называет он Раневскую и
Гаева),
Лопахин —
энергичный, трудолюбивый человек, по-своему добрый, умный, не лишенный даже
некоторого эстетического чувства. Однако он, новый хозяин вишневого сада и
бывший крепостной Гаевых, — хищник... И Чехов видит, что на смену “дворянским
гнездам” приходят именно такие, как Лопахин. И если представителям дворянства в
пьесе не хватает чувства реальности, практичности, то таким, как Лопахин, —
умной и чуткой души. И поэтому автор “не отдает” будущее России в их руки. Их
роль, по мнению Чехова, должна быть однозначной: “Вот как в смысле обмена
веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути,
так и ты нужен”, — говорит Лопахину Трофимов.
Россия будущего
в пьесе представлена в образах Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов —
представитель так называемой трудовой, передовой интеллигенции, думающей,
чувствующей и вместе с тем не лишенной здравого смысла и практичности. Он верит
в будущее России, завоеванное трудом, и заражает своей верой Аню —
семнадцатилетнюю дочь Раневской. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты
увидишь его, поймешь...” — говорит Аня матери. По мнению Чехова, Аня и Петя
Трофимов — это молодая Россия, Россия будущего, которая придет на смену России
Гаевых и Лопахиных.
Как ни
удивительно, “Вишневый сад” А.П. Чехова очень созвучен нашему времени. И сейчас
все “ожидают” прихода некой “третьей” силы, которая соединила бы в себе ум,
интеллигентность, порядочность и способность к деятельным преобразованиям,
отрицая при этом душевное хамство лопахиных и безволие, растерянность людей,
подобных Гаеву и Раневской.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|