Сочинение: Изображение природы в творчестве Фета
		Сочинение: Изображение природы в творчестве Фета
Изображение природы в
творчестве Фета 
“Только пчела узнает в
цветке затаённую сладость…” 
По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы.
Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей,
нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и
светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная,
притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и
красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного
глаза…………………………………………… 
*** 
Так резко - сух снотворный и трескучий 
Кузнечиков неугомонный звон. 
*** 
Как мошки зарёю, 
Крылатые звуки толпятся. 
Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и
живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии. 
Мотылёк мальчику. 
Цветы кивают мне, головки наклоня, 
И манит, куст душистой веткой; 
Зачем же ты один преследуешь меня 
Своею шелковою сеткой? 
Дитя кудрявое, любимый нежно сын 
Неувядающего мая, 
Позволь мне жизнию упиться день один, 
На солнце радостном играя. 
Постой, оно уйдет, и блеск его лучей 
Замрет на западе далеком, 
И в час таинственный я упаду в ручей, 
И унесет меня потоком. 
В стихотворении ''Мотылёк мальчику'' Фет показывает
беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально
признавать, но человечество в большинстве своём
думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно
наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся
на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует
силу''. 
Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её,
стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и
умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих
часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть
философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от
первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи,
но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь
неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и
ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего
бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое
количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю
полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому,
незаметному существу. 
В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема
раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят жить, но
мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это-
''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает
окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем
живёт: 
Бабочка 
Ты прав 
Одним воздушным очертаньем 
Я так мила. 
Весь бархат мой с его живым миганьем — 
Лишь два крыла. 
Не спрашивай: откуда появилась? 
Куда спешу? 
Здесь на цветок я легкий опустилась 
И вот — дышу. 
Надолго ли, без цели, без усилья, 
Дышать хочу. 
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья 
И улечу. 
Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и
легкомысленность.  
Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И
пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой
предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание
моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление.
Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого
человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь
философским нормам.    
Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой
любовного влечения: ''Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало
подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности''. Так сказал
критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит
места от сжигающего его ''весеннего огня'': 
Сердце пышет всё более и более, 
Точно уголь в груди я несу. 
Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый
гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела'' – и сам поет, как будто
превращается в пчелу. 
ПЧЕЛЫ 
Пропаду от тоски я и лени, 
Одинокая жизнь не мила, 
Сердце ноет, слабеют колени, 
В каждый гвоздик душистой сирени, 
Распевая, вползает пчела. 
Дай хоть выйду я в чистое поле 
Иль совсем потеряюсь в лесу... 
С каждым шагом не легче на воле, 
Сердце пышет все боле и боле, 
Точно уголь в груди я несу. 
Нет, постой же! 
С тоскою моею 
Здесь расстанусь. 
Черемуха спит. 
Ах, опять эти пчелы под нею! 
И никак я понять не умею, 
На цветах ли, в ушах ли звенит. 
Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди
разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ''радость земли'' –
она символизирует как раз ту ''страстную чувственность'', которую отмечала
критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. 
Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение
''Это утро, радость эта''. 
*** 
Это утро, радость эта, 
Эта мощь и дня и света, 
Этот синий свод, 
Этот крик и вереницы, 
Эти стаи, эти птицы, 
Этот говор вод, 
Эти ивы и березы, 
Эти капли - эти слезы, 
Этот пух - не лист, 
Эти горы, эти долы, 
Эти мошки, эти пчелы, 
Этот зык и свист, 
Эти зори без затменья, 
Этот вздох ночной селенья, 
Эта ночь без сна, 
Эта мгла и жар постели, 
Эта дробь и эти трели, 
Это всё - весна. 
Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой
частью прекрасной весны. 
Фетовские ''песни любви'' часто поёт пчела, символизирующая
страстно- чувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении
''Роза'' поэт говорил: 
И тебе, царица Роза, 
Брачный гимн поёт пчела. 
Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как
равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры,
настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди: 
''Вот жук взлетел и прожужжал сердито'' 
''Плачась, комар пропоёт'' 
''Жук, налетевший на ель 
Хрипло подругу позвал'' 
В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых
для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней: 
У Камина. 
Тускнеют угли. В полумраке 
Прозрачный вьётся огонёк. 
Так плещет на багряном маке 
Крылом лазурным мотылёк. 
Видений пёстрых вереница 
Влечёт, усталый теша взгляд, 
И неразгаданные лица 
Из пепла серого глядят. 
Встаёт ласкательно и дружно 
Былое счастье и печаль, 
И лжёт душа, что ей не нужно 
Всего, чего глубоко жаль. 
В изображении энтомологии Фет часто использовал
изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты: 
''На тмине горят светляки'' 
''Тускнеют угли. В полумраке 
Прозрачный вьётся огонёк. 
Так плещет на багряном маке 
             Крылом лазурным мотылёк''. 
Надо подумать ещё 
 Только Фету
свойственен такой язык. Только поэтический глаз Фета мог бы заметить такие
тонкости в смутной окружающей среде. 
Исследовав все эти поэтические произведения мы готовы
поддержать философскую мысль: ''Человек и природа едины и зависимы друг от друга''.
Как бы мы ни хотели их не замечать, тем не менее, насекомые – это часть нашей
жизни. 
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
  
  |