Сочинение: Изображение гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
Сочинение: Изображение гражданской войны в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
ИЗОБРАЖЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ ВОИНЫ В РОМАНЕ Б, ПАСТЕРНАКА «Доктор ЖИВАГО»
По теме
роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» достаточ-но традиционен. Он примыкает к
прозе М. Шолохова, А. Фадеева, И. Бабеля, М. Булгакова, Б. Пильняка. Но,
примыкая по тематическому признаку, в то же время существенно отличается и от
«Донских рассказов», и от «Разгрома», и от «Конармии». Чем же?
Во-первых,
это произведение написано не по «горячим следам». Между временем его создания
(1950-е годы) и отраженными событиями: первая мировая война, революция,
гражданская война— пролегла временная дистанция более, чем в тридцать лет.
«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье»,—сказал Сергей
Есенин. И действительно, история многое поставила на свое место, заставила
задуматься над тем, что считалось само собой разумеющимся, то есть подготовила
почву для философского осмысления прошлого. Философский взгляд на вещи и
свойственен Пастернаку.
Во-вторых,
«Доктор Живаго» — роман, написанный поэтом, а не прозаиком. А это существенная
разница. Поэт более чуток к деталям, оттенкам чувств и переживаний. Импульсы,
идущие от внешнего мира, он привык пропускать не только через сознание, но и
через свое сердце, душу, свое «я». Отсюда особая эмоциональная окрашенность и
автобиографичность повествования. Главный герой Юрий Андреевич Живаго, к тому
же, и сам поэт, и стихи, написанные им, не просто приложены к основному тексту
романа. Они «просвечивают» этот текст изнутри, переводят прозаическое
повествование на язык лирических образов.
В романе
Юрий Живаго — один из миллионов россиян, вовлеченных в круговорот революции и
войны. Он часто бессилен противостоять напору событий и подчиняется общему
вихревому движению. Не случайно у Пастернака, как и у А. Блока в поэме
«Двенадцать», основным образом-символом революционной стихии является метель.
Юрий Андреевич часто участвует в событиях не по своей воле, а лишь как
песчинка, подхваченная метельным порывом, не принадлежащая самой себе.
В
стихотворениях же, написанных от лица героя, напротив, поднимается тема
одиночества и личной ответственности за все то» чему он был свидетелем:
Гул затих.
Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в Что случится на
моем веку.
На меня
наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Не случайно Живаго вольно цитирует из Евангелия
слова Христа, Сына Человеческого, предчувствующего муки и смерть. Подобными
предчувствиями была наполнена жизнь и самого персонажа, русского интеллигента,
испившего до дна горькую чашу страданий, выпавших на долю народа. ь По профессии врач, то есть человек, для
которого не существует своих и чужих, Юрий Андреевич Живаго хорошо понимает
трагичность братоубийственной войны. Он воспринимает происходящее как «кровавую
колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца». Герой Пастернака
не может стать над битвой, но он видит, что правды мало как на стороне белых,
так и красных. Их изуверства соперничали по жестокости, «попеременно возрастая
одно в ответ на другое, точно их перемножали». Кровь тех и других вызывала
приступы тошноты, «она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали
глаза».
Правоту
позиции доктора Живаго, понимавшего бессмысленность и преступность
братоубийственной бойни, подтверждает факт, имеющий символическое значение.
Так, уодновременно убитых юнца-гимназиста, воевавшего за белых, и красного
партизана находят один и тот же псалом, зашитый в ладанки, который должен был
уберечь их от гибели, но, как видим, не уберег.
Борис
Пастернак подходит к событиям тридцатилетней давности не с классовой,» но
общечеловеческой, гуманистической точки зрения. Уничтожали друг друга нс враги,
а соотечественники, сыновья одной земли, братья по крови и духу. Сегодня мы это
хорошо понимаем. И Пастернак был одним из первых, кто не побоялся прямо сказать
о гражданской войне как о «узаконенном и восхваляемом смертоубийстве».
Но прямо —
не значит однозначно. Юрий Живаго — личность, постоянно колеблющаяся,
сомневающаяся. Ситуация раздвоенности отчасти уходит истоками в личную драму
героя, в его любовь к Ларе, Ларисе Федоровне Антиповой, которая отождествляется
для него с образом россии. Этой любви не суждено было победить душевное
смятение. Скомканные, искалеченные революционным порывом человеческие
судьбы—обычное явление тех грозных лет. Большевики выслали за пределы Советской
республики близких Юрия Андрееви-ча — его первую жену с детьми. Не надеясь на
встречу с любимой женщиной, Живаго заводит новую семью и умирает от сердечного
приступа, рухнув на камни мостовой. А сама героиня, пережив самоубийство мужа и
смерть Юрия Андреевича, в конце концов бесследно исчезает в одном из
неисчислимых концлагерей севера. Остается жить лишь Марина — третья жена
Живаго. А на самых последних страницах романа появляется «бельевщица Танька», в
которой друзья Юрия Андреевича узнают его дочь, но которая сама об этом не
подозревает. Кто же ответит за эти смерти, изгнания, беспамятство?
И все-таки
повествовательная часть романа Пастернака заканчивается не сценой гибели
Живаго, не сообщением об исчезновении Ларисы Федоровны, не рассказом о
«неученой» бельевщице Татьяне. Он заканчивается описанием тех светлых чувств,
которые охватили друзей Юрия Андреевича при чтении его стихов через много-много
лет после смерти героя. Это и чувство «свободы души», и «счастливое, умиленное
спокойствие» за землю, за всех участников истории и детей их, и ощущение
неслышной музыки счастья, «разлившейся далеко кругом».
Подобный
финал — не отражение официального оптимизма автора и не искусственный довесок к
повествованию о любви и скорби. Это взгляд поэта, светлый и умудренный, умеющий
угадать в обыденном и страшном великое и высокое начало.
Стихотворный
цикл Юрия Живаго, открывающийся просьбой Христа к Отцу-Вседержителю пронести
мимо него «смертную чашу», заканчивает стихотворение о грядущем воскресении
Спасителя, о самом значительном событии в «книге жизни»:
Я в гроб
сойду и в третий день восстану,
И, как
сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья
поплывут из темноты
|