Сочинение: Идея обреченности "темного царства" в драме "Гроза"
Сочинение: Идея обреченности "темного царства" в драме "Гроза"
Идея
обреченности "темного царства" в драме "Гроза"
Где ты, гроза
символ свободы? А. С. Пушкин
Драма
Островского "Гроза" самое значительное произведение известного
драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда
трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась
гроза.
Пьеса
Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки
поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и
чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в
невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот.
За внешним
спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих
человеческое достоинство.
Представителями
"темного царства" являются Дикой и Кабаниха.
Первый
законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы
любыми средствами сколотить капитал.
Островский
показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха еще более зловещая и мрачная
представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки
патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит ханжество,
одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Островский
рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Но
даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение
чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя,
как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают,
никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старинато и
выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не
знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего".
Под этой
смиренной жалобой Кабанихи человеконенавистничество, неразлучное с религиозным
ханжеством.
Развитие
действия в "Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы.
Еще велика
власть Кабанихи и Дикого над окружающими. "Но чудное дело, пишет
Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве", самодуры русской
жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная
перед чем и почему.., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко
она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает
нехорошие видения темному произволу самодуров".
Таково
"темное царство" воплощение всего строя жизни царской России:
бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства.
В этот мир
Диких и Кабаних попадает Катерина натура поэтическая, мечтательная,
свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме,
где она была окружена заботой и лаской матери.
В атмосфере
ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным
царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь
до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня
никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не
стану, хоть ты меня режь!" говорит она.
Не найдя
отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку,
непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной
такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини.
Катерина
вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом
трагизм положения героини.
Если бы сценой
покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость "темного
царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами,
сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и
разум.
Катерина
решается на самоубийство. Самоубийство героини это протест никчемной жизни,
темным силам царства домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще
в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом
"самодурной силы", значит, среди обездоленных, забитых людей зреет
возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе.
Для своего
времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед
крестьянской реформой, драма "Гроза" имела важное значение.
Образ Катерины
принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во
всей русской и мировой художественной литературе.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|