Сочинение: Идейно-художественное своеобразие стихотворения И.С. Тургенева «Повесить его!»
Сочинение: Идейно-художественное своеобразие стихотворения И.С. Тургенева «Повесить его!»
Идейно-художественное
своеобразие стихотворения И.С. Тургенева «Повесить его!»
Тургеневские
стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, — своеобразный
итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас
незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл.
Писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства
совершенно особая: в отличие от Толстого, который считал любовь основой
семейной жизни, Тургенев говорил о любви как “об известном чувстве, к которому
неприменимы общепринятые нравственные мерки, как о законе жизни во вселенной”.
Кроме того, в своих стихотворениях писатель рассматривает проблемы соотношения
нравственного и социального, проблемы смысла жизни, места в ней добра и зла,
предательства и благородства — словом, Тургенев посвящает свои произведения
тому, чем живет человечество, — глобальным, важнейшим вопросам.
Одно из
тургеневских стихотворений в прозе, “Повесить его!”, имеет историческую основу.
События происходят в преддверии битвы при Аустерлице, печально вошедшей в
историю как позорно проигранная Россией. Кажущаяся с первого взгляда печальной
реалией жизни русских солдат в Австрии,-где ими творились грабежи и бесчинства,
а в суматохе войны наказывались и правые, и виновные, история эта помимо
конкретно-исторического имеет другой, гораздо более важный,
нравственно-философский аспект. Основой стихотворения послужил один из
важнейших, “проклятых” вопросов, рассматриваемый в произведениях Пушкина,
Толстого, Достоевского, — что есть Истина и что есть человек перед ее лицом?
Проблема эта в рассказе “Повесить его!” решается автором на примере истории,
трагический исход которой намеренно снижен ее обыденными, бытовыми
обстоятельствами, истории о том, как денщик офицера-повествователя оказался
приговорен к смерти по ничтожному, несправедливому обвинению в воровстве кур
хозяйки, в доме которой они остановились. Эта трагически нелепая ситуация,
когда хозяйка, обвиненный ею Егор Автамонов, в реальности “честный и смирный”
человек, и его господин предстали перед судом в лице проезжавшего мимо
генерала, выявляет нравственный уровень личности каждого героя. При вынесении генералом,
“рассеянным и угрюмым человеком”, приговора нам открывается сущность Егора
Автамонова, “праведника”, как называет его офицер-повествователь. Будучи
человеком кристально чистым, абсолютно честным, преданным службе, Егор и не
пытался защитить себя перед генералом. Очевидно, уверенный в своей
невиновности, зная, что чист перед богом, он надеялся на справедливый суд и не
видел необходимости доказывать свою непричастность к воровству этому человеку,
“толстому и обрюзглому”, “с понурой головой”, которому, собственно, была
безразлична судьба Егора... “Истина не требует доказательств” — так, наверное,
думал денщик, вытянувшийся в струнку, испуганный, “белый, как глина”, но
все-таки молчавший. Как истинный праведник, Егор смог достойно принять смерть,
страшное приказание генерала, повторяя только: “Видит бог, не я!”, знал, что
предстанет перед всевышним, более милосердным судьей, с чистой совестью. Кроме
того, он прощает хозяйку, просит, “чтобы она не убивалась”, понимая, что эта
женщина, прозревшая ценой его гибели, останется жить с тяжким грузом вины. Она,
погубившая свою душу этим грехом, наказана гораздо в большей степени, нежели
Егор... Духовная сила этого человека ставит его неизмеримо выше других героев.
Хозяин же его, в отличие от своего денщика, не выдержал испытания правдой.
Будучи человеком другого уровня нравственного развития, офицер не понимает,
почему Егор не оправдывается, не борется за свое спасение, “ничего не говорит
генералу”; Несмотря на отчаяние, на нестерпимую жалость, хозяин Автамонова смалодушничал,
не решился защитить своего подчиненного: страх самому оказаться в немилости,
вызвать гнев генерала был сильнее... Эта косвенная вина в смерти Егора так и
осталась незаживающей раной, несмывае-, мым пятном позора в душе офицера,
который спустя много лет в полной мере осознал необыкновенные нравственные
качества своего денщика и также простил себя...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|