Сочинение: Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Сочинение: Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Идейно-художественное
своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Особое место в
русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е.
Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его
сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая. Он убрал из
нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого
произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере
проявилось всеобъемлющее "головотяпство" русского общества прошлого
века. В своей многолетней борьбе с царской цензурой, стремясь более полно и
глубоко рассказать о событиях и идеях, волновавших его, Салтыков-Щедрин неоднократно
прибегал к жанру сказок.
Первые три
сказки ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил",
"Пропала совесть", "Дикий помещик") были написаны еще в
1869 году. Однако если вначале создавались лишь отдельные произведения этого
жанра, то в 80-е годы в печати вышла целая книга — "Сказки для детей
изрядного возраста".
Многообразно
идейно-тематическое содержание этих произведений: это и сатира на самодержавных
правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его
каторжного труда, и высмеивание трусливых буржуазных интеллигентов, много
говорящих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам.
Сказки Салтыкова-Щедрина — это особая форма сатиры; изображая действительность,
автор берет из нее наиболее яркие черты, по возможности сгущает их и показывает
как бы под увеличительным стеклом.
Так, например,
в сказке "Дикий помещик" крайнее преувеличение отдельных ситуаций
позволило писателю превратить смешную историю о глупом и ленивом помещике в
яростное обличение существующих в России порядков, которые способствуют
появлению таких помещиков-паразитов. Самое начало "Дикого помещика"
вводит нас в мир сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был..." Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о
реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного труда, ничего
не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит
людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существования. Он
не может выносить даже "холопского духа". Его страстная мечта —
лишиться всех мужиков. Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему
не приспособленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, превращаясь
в животное.
Совсем иначе
рассказывает писатель о народе. Он у автобессловесный и безропотный, и поэтому
обличение помещиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагической
безысходности судьбы простого русского человека. Сказки писателя
иносказательны: на страницах многих из них живут звери, рыбы, птицы, но
действуют и чувствуют они, как люди: ведут научные диспуты, ссорятся и мирятся,
радуются и страдают, бывают умными и глупыми, смелыми и трусливыми, болтливыми
и молчунами.
Одна из самых
ярких сказок, в которой действуют животные, — "Премудрый пескарь". С
иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого
обывателя, который "не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою
распостылую жизнь бережет". В этой сказке, как и во многих других,
писатель сочетает фантастику с реалистическим изображением действительности.
Перед нами пескарь — маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы
узнаем, что он "жалованья не получает, прислуги не держит, в карты не
играет, вина не пьет...". Таким необычным сочетанием приемов достигается
эффект реальности происходящего. Читатели понимают, что пескарь — это
художественная метафора, которая помогает охарактеризовать людей-обывателей.
Вся биография пескаря сводится к формуле: "Жил — дрожал и умирал —
дрожал". Страшно становится от этих слов. Но именно бессмысленная жизнь
труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить так, чтобы давать тепло другим
людям, радость — только в этом счастье настоящего челове-ка в этом заключается
великий смысл нашего пребывания земле.
Проанализированы
лишь две из многих прекрасных и очень проницательных сказок Салтыкова-Щедрина.
Но, мне кажется, и этих примеров достаточно, чтобы сделать вывод: своим
творчеством писатель боролся против коренного зла русской жизни: глупости
правителей, покорности и бессловесности народа, обывательщины, взяточничества,
трусости и пошлости. К сожалению, герои Салтыкова-Щедрина не ушли в небытие. И
сегодня мы вынуждены бороться против лицемеров, хищников, стяжателей,
равнодушных обывателей и безответственных болтунов. И в этом нам помогает
страстный, страдающий и негодующий писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|