Сочинение: Город в творчестве Н.В. Гоголя
Сочинение: Город в творчестве Н.В. Гоголя
Город в
творчестве Н.В. Гоголя
Кипящая
меркантильность..
Н. В. Гоголь
Николай
Васильевич Гоголь — писатель, с именем которого связано зарождение в литературе
жанра сатиры. Безусловно, она существовала и до Гоголя, но в его творчестве она
обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим изображением
действительности, сатира Гоголя разила пошлость и глупость, невежество и
чванство. Причем творческая манера писателя, проявившаяся уже в повести «Как
поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», отличалась яркостью и
оригинальностью.
Автор-рассказчик
кажется простаком, восхищающимся тем или иным явлением, за которым читателю
открывается истинное значение изображаемого. Так, в повести «Как поссорились
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель дает жалкую картину
провинциального города, чрезмерно превознося те его красоты, которые бы
следовало искоренить, как мешающие нормальной жизни горожан. Главной
достопримечательностью Миргорода является лужа. «Если будете подходить к
площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится
лужа, удивительная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны
сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее».
В повести «Невский
проспект» Николай Васильевич так же восторженно отзывается об этом
примечательном месте Петербурга, своеобразном лице города. И здесь сатира
автора постепенно доходит до сарказма. Утром Невский — лишь транспортная
артерия, соединяющая один район города с другим. По нему проходит рабочий люд,
спешащий по делам. Но пролетит немного времени, и улица наводняется праздно
гуляющими сначала детьми с гувернантками и гувернерами, а позже — щеголями и
ветреными кокетками, пришедшими похвастаться своими шляпками, бакенбардами или
жилетами, локонами, глазками или рукавами. Это своеобразная «ярмарка
тщеславия», где ценятся не естественные человеческие чувства, красота, ум, а
выставляются напоказ отдельные «достопримечательности». «Бакенбарды
единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под
галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь...
которым посвящена лучшая половина жизни... Талии, какие вам не снились никогда:
тоненькие, узенькие... А какие вы встретите дамские рукава на Невском
проспекте!.. Они несколько похожи на два воздухоплавательных шара...» Здесь нет
людей, а только их выдающиеся детали, нет чувств, а их видимость, причем очень
обманчивая, когда красавица, неземное создание, оказывается продажной девкой, а
пошленькая немочка — добропорядочной матерью семейства, хранимая мужем, умеющим
постоять за честь жены. Восхищаясь, ужасаясь, описывая город — место крушения
мечтаний и иллюзий.
Николай
Васильевич гениально заканчивает свою повесть. Здесь уже нет и тени иронии, а
летящее перо художника предостерегает молодых простаков от слишком
непосредственного любования окружающим. «Он лжет во всякое время, этот Невский
проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и
отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и
блеск... чтобы показать все не в настоящем виде».
Но Петербург —
это не только парадные улицы и дворцы, много в нем и дворов-колодцев, подъездов
с грязными и темными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают
бедняки, не умеющие сделать собственную жизнь интереснее и содержательнее. В
повести «Шинель» Гоголь показывает Петербург бедняков. «Скоро потянулись перед
ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так
веселы, а тем более вечером... фонари стали мелькать реже... сверкал только
один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие
низенькие лачужки...» Это уже другой Петербург. Здесь царит бедность,
запустение и как следствие этого — разбой.
Гоголь не
идеализирует парадную столицу. Город многолик. В нем живут не одни только
преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки, существование которых никому
не интересно, не волнует власти, заботящиеся только о собственном благополучии.
Такую традицию изображения города — бездушного созерцателя людских несчастий —
продолжил в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский, но у него нет и
намека на иронию. Достоевский — писатель совершенно иного плана.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|