Сочинение: "Герой нашего времени" - нравственно-психологический роман
Сочинение: "Герой нашего времени" - нравственно-психологический роман
"Герой
нашего времени" - нравственно-психологический роман
"Герой
нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман.
Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же
муки". Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не
события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое
богатство романа заключено прежде всего в образе "героя времени".
Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том,
что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное,
которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из
особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет
читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5
повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной
являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Автор
использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного
изображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует
"разочарованной", противоречивой личности человека.
В первых трех
повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань")
представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского
равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его
страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты).
Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печорина является
власть и эгоизм: "какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и
бедствий человеческих "? Но не все так просто. Вовсе не так однотипен
герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек.
В "Княжне Мери" звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый
механизм своей психологии: "Во мне два человека: один живет в полном
смысле этого слова, другой мыслит и судит его". А позже Григорий
Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: "Я смотрю на
страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую
мои духовные силы..." На основании этого правила Печорин развивает целую
теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не
имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей
гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость". Казалось бы, умный
Печорин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он
постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то
нет, а вместо него утомление и скука...
Почему же
судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является последняя повесть
"Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические,
сколько философские и нравственные. Повесть начинается с философского спора
Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник
фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения,
то зачем же нам дана воля, рассудок "? Этот спор проверяется тремя
примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича
убить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайное
убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на
казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о
том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской
темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого
неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не
только спасается от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий
пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с
победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем
".
Герой относится
к фатализму предков двойственно: с одной стороны он игнорирует над их наивной
верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так
как понимает, что любая вера - благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру, он
сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье
Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для
него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на
свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,
которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
Показывая
мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за
свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: " Я
готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но
свободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических идеалов
связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца:
"я давно уже живу не сердцем, а головой". Однако Печорин не
самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках
судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман -
это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием
одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог "угадать
своего высокого назначения".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|