Сочинение: Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка"
Сочинение: Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка"
Героиня пьес
Островского "Гроза", "Бесприданница",
"Снегурочка"
Два емких
художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый - заглавный,
мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и
разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини.
Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее
могила.
Общее значение
этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное, что было в
характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти
старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По
собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама
себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще более
страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее
сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на
милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина -
истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого
порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно
его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной
силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.
Она и мысли не
имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что
безосновательно прписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые
посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и
неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее
гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а
Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и
живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала
уходить свобода, т.е. сама жизнь.
В сорока
оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет
героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное
место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души.
Катерина Кабанова - лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с
характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для
сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и,
главное, гибель в финале. Но и только. По сути характеров Катерина и Лариса,
скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности
характера, способности на решительный, энергический, как говорил
Добролюбов,поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором
она живет. Но мир "Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в
1878 году, когда написана пьеса, в России утвердился капитализм. В
"Грозе" лишь начало его.
Купцы
"Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в том, что
традиционные для них патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности
для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, оставаясь
в их пределах, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха,
Варвара), которые так противны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана и
лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего,
Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет
возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге,
ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее
кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.
Неопытность
молодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия,
как бабочку пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы,
образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в
отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях натура. Слабая не
только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но
даже для того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни,
которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная,
как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2
акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом Лариса
сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного
холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.
Весенняя сказка
"Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной формы удалена от
социальной реальности российского общества времен и Катерины, и Ларисы, но в
силу этого же обстоятельства пьеса многое объясняет в представлениях
Островского о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. В
"Снегурочке" две героини, обе испытывают любовные муки, но
по-разному, потому что Снегурочка и Купава воплощают разные типы женских
характеров. Купава во многом похожа на Катерину, роднит их "горячее
сердце" (так называется другая пьеса и тоже о любви и сердечных муках
молодой купеческой дочки).
Главное для
них-любовь, в которой единственно могут проявить они свою свободную волю. Ради
такой любви они готовы на все. Но избранник Купавы, торговый гость по имени
Мизгирь, личность тоже весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с
пастушком Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело
Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы Весны не знает любви,
"девически чиста ее душа", ей странно, что "передрались все
парни за нее". Когда Купава упрекает ее в том, что Снегурочка разлучила ее
с женихом - Мизгирем, Снегурочка произносит ключевую для своего характера
фразу: "Снегурочка чужая вам". Она чужая не только любвеобильной
подружке и ее изменчивому избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для
которых любовь - главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все
это получает фантастическую мотивировку. И столь же сказочно, от матери,
повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка получает великий дар
любви и буквально бросается на шею Мизгирю, который раньше пугал ее силой своей
страсти. Но недолго ее девичье счастье, в дело опять вмешивается мифологическая
сила, и под палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в стремлении
обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.
Последний
монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы, способность любить
двойственна, Купаву она приводит на вершину полноты жизни, для Снегурочки
оборачивается гибелью.
Список
литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|