Сочинение: Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сочинение: Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Фантастические
образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Михаил Булгаков
— писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала
известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. При этом
последний его роман — "Мастер и Маргарита" — принес автору мировую
славу.
На мой взгляд,
своеобразие романа "Мастер и Маргарита" заключается в том, что он
требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических представлений и
сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а
некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением странной
фантазии автора. Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых
годов, его сразу "узнавали" читатели.
Внешнее
сходство с Мефистофелем было подчеркнуто и именем "Воланд", которое
встречается в "Фаусте" как одно из имен дьявола. Десятилетие спустя,
во время авторских чтений, реакция была уже совсем иной. Изменился литературный
и общественный фон, углубилась и усложнилась роль Во-ланда в завершенном
романе, становившемся, как сознавал сам автор, итогом его драматической судьбы.
Слушателями владело огромное напряжение, желание понять, "что бы это
значило". Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно
точно описал неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты.
Будто предвидя
реакцию читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой
роман "кой-кому, но его и половины не понимают". Первые слушатели
романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на разгадывании
Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их всемогущество
героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же "сатанизм"
Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует,
что Воланд — герой отрицательный.
Может быть, мое
мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан знать
свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что очень
трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках подсознания,
просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом
случае встреча с Волан-дом необходима. Он "вывернет" душу и "выметет"
из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да, это не всегда приятно, скорее,
всегда неприятно. Это может привести человека в отчаяние и даже свести с ума,
но это необходимо каждому из нас. Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на
устоявшуюся литературную традицию, которая сменила средневековые представления
о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В. М. Жирмунский,
"загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мир
сверхъестественных существ... бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а
главное — не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных
критериев добра и зла.
Эти существа
оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может вступать с
ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время". Автор
романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, —
Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую
функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного
читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы
Мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом
завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного
исполнителя. Исследования показывают, что здесь, как и в древневосточной
книжности, место Сатаны определяется нередко как место управителя мира, то есть
вещей земных и временных, в противоположность тому, кто ведает вечным и
духовным.
Итак, подводя
итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж. Но когда
нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегда
подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность,
чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|