Сочинение: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре "Отцы и дети"
Сочинение: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре "Отцы и дети"
Евгений
Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре "Отцы и дети"
И.С.
Тургенев... С его именем связаны прекрасные произведения: “Накануне”, “Рудин”,
“Ася”. С раннего детства Иван Сергеевич присутствовал в нашей жизни. Его
произведение “Бежин луг” заставило полюбить и помогло лучше понять природу
средней полосы России. О творчестве И.С. Тургенева, как и о стихотворениях С.
Есенина, можно сказать: “Это все о России” (А. Блок).
Обширные поля,
леса, старые, забытые где-то в глуши деревни, в которых — люди, неразрывно
связанные с природой, олицетворяют истинно русское, светлое и чистое общение
человека с природой... Все это видишь, когда читаешь Тургенева. Увидел это и я,
читая роман “Отцы и дети”. Отцы и дети... Эти два слова: в споре — часто
исключающие друг друга, в жизни — находящиеся в неразрывной связи. Эта тема
близка любому поколению, как близка тема старого и нового, отжившего и зарождающегося.
Именно поэтому роман “Отцы и дети” мне так близок и понятен.
В центре
внимания писателя — конфликт между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом
Петровичем Кирсановым.
Евгений Базаров
предстает перед нами не очень учтивым, не поддающимся на разного рода лесть и
похвалу человеком. Он сразу чувствует характер собеседника. Представился он
просто: “Евгений Васильев”, — и сразу услышал в ответ: “...любезный Евгений
Васильевич...” От таких слов лицо Базарова передернулось. Ах, как любят у нас
лицемерить! Внешность Евгения лишь подчеркивает его характер. “Длинное и худое,
с широким лбом лицо... выражало самоуверенность и ум”. И вот перед Базаровым
предстает Павел Петрович: “Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно
правильное и чистое”. Кажется, будто он всю свою жизнь только и занимался тем,
что следил за своей красотой и элегантностью. О его жизни в молодости мы узнаем
только, что он имел огромный успех у дам, а с одной из них у него был роман. Не
правда ли, как это напоминает Печорина, ведь у него тоже белье было прилежно
выстирано, и всех он поражал своей красотой и опрятностью. Но вернемся к героям
Тургенева. Узнав, что Базаров — нигилист, Павел Петрович почувствовал в нем
заклятого врага. Кирсанов пытался доказать Базарову, что тот не прав, что нельзя
отрицать все, что будущее России за аристократами. Евгений отрицает даже
искусство. И на первый взгляд кажется, что он вообще далек от того, что
олицетворяли лучшие представители демократии России, будучи личностями очень
образованными и любящими истинное искусство. Но в следующей фразе Базаров
развеял наши сомнения: “Искусство наживать деньги?..” Становится ясно, что
Базаров имеет свою точку зрения на общепринятые нормы, часто отрицая их: “Мы
действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее
всего отрицание — мы отрицаем”, — говорит Евгений. Я безоговорочно соглашаюсь с
ним. В патриархальной России нужно было отрицать все, чтобы изменить жизнь к
лучшему: “...не только искусство, поэзию, но и...страшно вымолвить...” Нельзя утверждать,
что у Павла Петровича нет принципов: “...но я не роняю себя, я уважаю в себе
человека”. Базаров мгновенно парирует: “...вы вот уважаете-то себя и сидите
сложа руки; какая ж от этого польза?..” Павел Петрович не может понять, как
можно все разрушать, “ведь надобно же и строить”. — “Это уже не наше дело...
Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Евгений. Мы прекрасно понимаем, что
в этих спорах побеждает Базаров, ведь время “взрослых Печориных”,
представителем которых является Павел Петрович, прошло. “Новые люди” в лице
Базарова являются будущими хозяевами мира.
Обсуждение
проблемы устройства общества продолжается и в разговоре Евгения с Анной
Сергеевной Одинцовой. Эти люди близки по духу, они сразу проявили интерес друг
к другу. Базаров увлекался только естественными науками, и лишь в этом, может
быть, проявлялась его ограниченность. Он считал, что люди одинаковы, как
“деревья в лесу”. Беседуя с Анной Сергеевной, Евгений открыл для себя много
нового и полюбил ее. После их встречи он говорит: “Может быть, точно, всякий
человек — загадка”.
Одержав победу
в идейном споре, в конце романа Базаров умирает, умирает героически, достойно.
Смерть...
Сколько людей ушло из жизни, так и не достигнув тех целей, которые они ставили
перед собой в молодости: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Белинский... Какая это
утрата для всей русской культуры! Но они ушли для того, чтобы никогда не
погибла Россия:
Кто служа
великим целям века,
Жизнь свою
всецело отдает
На борьбу за
брата-человека,
Только тот себя
переживет.
Тургенев после
выхода романа в свет писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая...
сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она
все-таки стоит в преддверии будущего”. Лучше Тургенева не скажешь. Могу лишь
добавить, что автор очень любил своего героя, но, по-моему, не верил в будущее
нигилистов, так как они ему были глубоко чужды. На мой взгляд, Тургенев ставил
цель показать несостоятельность существующих общественных отношений в России и
для большей убедительности противопоставил “отцов” нигилистам. Что ж, по-моему,
ему это великолепно удалось! И я совсем не согласен с мнением Герцена о том,
что Базаров — сверхотрицательный герой, а Тургенев — истинный нигилист,
бросивший в Базарова “первый камень”.
Где же самое правильное
определение этой величайшей личности? Мне кажется, что в нем самом. Евгений
Базаров не идеал, но истинной ценности героя не стоит умалять. Нашему поколению
особенно близок его характер и его несогласие со всем, что, казалось бы, не
должно вызывать никаких возражений. Я искренне полюбил Базарова, и смерть его
заставила меня еще раз переосмыслить роман. Я еще раз с большей силой убедился,
что Евгений не напрасно прожил свою столь короткую жизнь, ведь старинная
мудрость гласит: “Кто стойко и упорно отстаивает свое право, в конце концов
получит его”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|