Сочинение: "Есть женщины в русских селеньях..." (По произведениям Н. А. Некрасова)
Сочинение: "Есть женщины в русских селеньях..." (По произведениям Н. А. Некрасова)
"Есть
женщины в русских селеньях..."
(По
произведениям Н. А. Некрасова)
Я лиру посвятил
народу своему.
Н. А. Некрасов
Во многих
произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские
женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих
своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу,
каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянное
внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских
стихотворений: "Русские женщины", "Орина, мать солдатская",
"Кому на Руси жить хорошо". Нет ни одной стороны крестьянской жизни,
которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал
крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:
Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! — говорил Некрасов,
обращаясь к крестьянке.
В стихотворении
"В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного
сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе
матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении "Орина, мать
солдатская". В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина
рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын,
замученный солдатчиной, вернулся домой и умер: Девять дней хворал Иванушка, На
десятый день преставился... Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка. В
произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки,
чистой сердцем, светлой умом, сильной духом.
Именно такова
Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу — сестра
некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она: Красотою дивила, была и
ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая
жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно
видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная
русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди не
носил, Кто слез над тобою не лил. Много стихотворений Некрасов посвятил жизни
русской деревенской женщины.
Судьба
крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы "Кому на Руси жить
хорошо", и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы
Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная
биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и
то потому, что ей "счастье в девках выпало": у нее была
"хорошая, непьющая семья", — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой,
ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".
Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работница И петь-плясать охотница
Я смолоду была... — говорит о себе Матрена. В соответствии с народным
представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет
женщины-труженицы: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет
тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы
богатейшие, Сурова и смугла. Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она
"попала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть
любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как
сложилась ее жизнь. "Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки
неломаной. Нет жилочки нетянутой". Многострадальной женщине-крестьянке нет
счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена
говорит: "Не дело — между бабами счастливую искать".
Но мучительная,
полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила
ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с
гневом на сердце". Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской
женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и
благородства. В своих поэмах и стихотворениях
Некрасов
показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с
будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии
нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился
поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с
народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются
актуальными и в наше время.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|