Сочинение: Души "мертвые и живые" в поэме Гоголя
Сочинение: Души "мертвые и живые" в поэме Гоголя
Души
"мертвые и живые" в поэме Гоголя
Объясняя
замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы - "ничуть
не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые
считают себя лучше других".
"Мертвые
души" - это представители господствовавших в то время общественных слоев.
Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего
мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутые из ревизских
списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять
"портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по
одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные
типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с
ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому
упадку. Гоголь дает эти главы В определенном порядке. Бесхозяйственного
помещика Манилова (2 глава) сменяет мелочная Коробочка (3 глава), безалаберного
прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) - прижимистый Собакевич (5 глава).
Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - скряга, доведший свое имение и
крестьян до полного разорения. С большой выразительностью в
"портретных" главах дана картина упадка помещичьего класса. От
праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к
"дубинноголовой" Коробочке, от нее - к бесшабашному моту, вралю и
шулеру Ноздреву, далее - к оскотинившемуся кулаку - "прорехе на
человечестве" - Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное
падение и разложение представителей помещичьего мира.
Поэма превращается в гениальное обличение
крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.
Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд он
был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту
приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его
было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был
белокур, с голубыми глазами". Раньше он"служил в армии, где считался
скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером". Живя в поместье,
он "иногда приезжает в город... чтобы увидеться с образованнейшими
людьми". На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьма
обходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-то отпечаток
"полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний облик
Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и
времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую
пустоту и никчемность этого "существователя". Писатель подчеркивает в
характере Манилова его никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У
Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверив
его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне со времени
последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у
Манилова "только пять-шесть берез..." с жидкими вершинами. Свою жизнь
Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает
ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-ой
странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и
бессмысленными "прожектами" (проектами), вроде постройки подземного
хода дома, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства-у Манилова
"приятная улыбка", вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые
рассуждения, вместо деятельности - пустые мечты.
Другим
представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина. Это
"прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, в полном
смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь, развивая и углубляя
тему духовной гибели человека. Деревенские избы села Плюшкина имеют вид
"особенной ветхости", барский дом выглядит "инвалидом",
бревенчатая мостовая пришла в негодность. А каков хозяин? На фоне жалкой
деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в
"неопределенном платье, похожем на женский капот", таком рваном,
замасленном и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, так
принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный
грош". Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец
тысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны были всякого добра.
Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина
к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи
хлама на его столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество
приводит Плюшкина к бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству
одно разорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как
мухи", десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе
Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко
всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. У
Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже
людей, в которых он видит только мошенников и воров. "И до такой ничтожности,
мелочности, гадости мог снизойти человек!" - восклицает Гоголь.
Вся галерея
образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно раскрывает
внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои
Гоголя - не Онегины и Печорины, а то поместное дворянство, которое представлено
на балу у Лариных. "Мертвым душам" поэмы противопоставлены
"живые" - народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный.
С глубоким
чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нем Гоголь.
Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и
одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и
дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево,
плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной
подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого народа" и
расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о
способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь,
плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он исходил с топором за поясом
и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи
необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом
доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - "что шилом кольнет, то и
сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одного
оброку приносил по пятьсот рублей!". Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум
Фыров. Не вьщержала его душа гнета неволи, потянуло его на широкий волжский
простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись
скупцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну
бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение
тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. Горячая вера
в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине,
позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/
|