Сочинение: Душевная драма Катерины
Сочинение: Душевная драма Катерины
Душевная драма Катерины
По пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Драма «Гроза»,
опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений
Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его
способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
В пьесе «Гроза»
драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и
проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось
в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных,
светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
Чувства
недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной
героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную
драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому,
что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной
натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не
имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на
пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и
равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись
несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению
своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об
общественности).
В кабановском
царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной
гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на
воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине
нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине
и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности,
по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей
любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о
будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо –
и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать
огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается
удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от
робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все
видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского
суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому
увлечению Бориса.
Этот контраст
наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще
кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может
быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о
себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги.
Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу
так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису
о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом,
разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить
надоть!... Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина
разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал.
Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена
нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек.
У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!».
Не такая любовь нужна Катерине.
Катерина равно
героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко
совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно
очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит,
тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если
Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.
Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу
каждого порядочного человека в нашем обществе».
|