Сочинение: "Душа и колючая проволока"
Сочинение: "Душа и колючая проволока"
"ДУША И
КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА»
ЧЕЛОВЕК И
ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА. ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»)
Термин «тоталитаризм» возник в XX веке И
это не случайно именно в наше столетие унижение, подавление и уничтожение
человеческого «я» приняло наиболее масштабный и жесткий характер Идея
тысячелетнего рейха, зародившаяся в фашистской Германии, как и стремление
построить коммунизм миллионов погубленных жизней в СССР. в раиной степени
ориентированы на безличную массу, толпу, неспособную самостоятельно мыслить и
действовать Так, в советском обществе героем стал «новый» человек, который
решительно порвал с «проклятым» прошлым, с религией. культурой, с «порочащими»
его связями, а если надо, то и с самыми близкими людьми, и, таким образом, с
нравственностью.
Однако, несмотря на все ухищрения
политиков, всегда были и есть люди, не утратившие совести, памяти, творческих
способностей Они духовно противостоят бездушной государственной системе,
сохраняют не только мужество, но и свободу мысли.
В русской прозе 1970—90-х годов, а также
«возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых
воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху
Лагерная тема нашла отражение в прозе В Шаламова, А Солженицына. Ю Домбровскою,
О Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа.
Жизненный и творческий путь крупнейшего
писателя современности, лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына
уникален и неповторим И эта уникальность выражена в тяжести испытаний, выпавших
на его долю. Война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная
слава, связанная с опубликованием повести «Один день Ивана Денисовича», затем
замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского
читателя.
Его труд можно сравнить с трудом
археолога. то же стремление добраться, докопаться до истины Только не через
толщу материально-культурных напластований, а через слои лжи, фальши,
сознательных н бессознательных искажений, толщу забвения н умолчания
Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они или уничтожены, или
до сих пор недоступны), сколько на мемуары. собственный опыт. интуицию
художника.—такова цель «Архипелага ГУЛАГа», создававшегося в 1958—68 годы.
«Архипелаг ГУЛАГ» — густо населенная книга
В ней есть образы, поданные писателем крупно, масштабно, во весь рост Немало
людей, затронутых эскизно, мимоходом Но более всего—безымянных, молчаливых,
нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российский
народ.
Солженицын пишет не только о потоке
репрессированных 1937—38 годов, в который угодила партийная элита До этого был
поток 1929—30-го годов, «с добрую Обь», протолкнувший в тундру пятнадцать
миллионов мужиков А потом поток послевоенный, «с добрый Енисей», когда по
сточным трубам тюремной канализации гнали целые нации, миллионы военнопленных
или побывавших в плену А сколько было малых рек, ручьев и ручейков,
беспрестанно питавших реку безысходного народного горя!.
Одна из глав второго тома — «Зэки как
нация» Это своеобразное этнографическое исследование, не лишенное горькой
иронии Писатель комплексно подходит к рассмотрению такого понятия, как
«народный характер» зэков, их жизненная позиция, психология, нравственные
принципы В итоге получается, что перед нами встает действительно особая
общность людей, живущих по собственным законам, обладающих своей территорией и
даже своим лагерным языком Каторжный труд, изнуряющий арестантов, оказывается
несовместимым с настоящей работой, он нереэультативен потому, что принудителен
Кроме того, заключенные понимают, что хорошо работать — значит поддерживать
тоталитарную систему, то есть работать против себя и себе подобных.
Главными ценностями являются в лагере еда,
покои, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм «не верь, не бойся, не
проси».
Однако продуманный и налаженный механизм
насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями Во-первых,
сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными» проявляли жалость
и сострадание к заключенным Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди
лагерного начальства В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным
«сердечностью» Именно «сердечность» побуждала лагерников во время войны
проситься в штрафные батальоны «Вот это и был русский характер" лучше
умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке» Конечно, подчеркивает писатель, в
лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного
омертвления Поэтому многом осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить
свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими
«свинцовыми мерзостями» лагерного бытия «Душа и колючая проволока» —так
символично названа одна из глав книги.
Судьба миллионов простых людей, к
сожалению, часто решается «кручением большого колеса, ходом внешних могучих
обстоятельств», но человек при этом не теряет своей самоценности Этой мыслью о
величии духа человеческого автор «Архипелага ГУЛАГа» бросает вызов самим
основам тоталитаризма «Противостояние души и решетки» нередко заканчивалось
моральной победой бессильного ээка-одиночки над всесильным режимом.
Для некоторых узников, к которым прежде
всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие
духовно-нравственной высоты Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у
Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова
благодарности в адрес тюрьмы.
Солженицын убежден в тоталитарном
государстве многие представления об истории, добре и зле фальшивы Поэтому он
призывает всех и каждого «жить не по лжи» Все, что выходит из-под пера
писателя, включая и его публицистику, и многочисленные выступления перед
аудиторией, значительны тем, что заставляют задуматься о сегодняшнем дне, о
высших нравственных ориентирах, которые во все времена были путеводными
звездами для честно мыслящих и бесстрашных людей.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта
|