Сочинение: Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
Сочинение: Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
Добро и зло
в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
Да здравствует
весь мир!
Л. Н. Толстой
Если поставить
вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то,
видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения
людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и
постоянной мысли писателя.
В эпопее
оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — народный и
антинародный. В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той
половины, которая посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года,
главные герои остаются обманутыми действительностью во всех надеждах.
Преуспевают лишь ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года
смогла вывести героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел
свое место в жизни, в героическом общенародном действии.
Князь Андрей —
этот рыцарь без страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий
присоединяется к народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о
командной наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию
того, что история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: "Французы
разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую
секунду". Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и
людьми. Нет более в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости.
Автор пишет о
герое: "Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и
офицерах и ласков с ними. В полку его называли "наш князь", им
гордились и его любили". Подобно этому, Пьера солдаты назовут "наш
барин". Всю свою жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в
настоящем, большом действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе
"мое" и "общее". И он пришел к пониманию того, что
возможность такого действия — только в единении с народом. Участие князя Андрея
в народной войне сломало его аристократическую замкнутость, открыло его душу
для простого, естественного, помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и
ее к нему.
У Пьера,
испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в бородинских
главах возникает особенно острое сознание того, что они — солдаты, ополченцы,
народ, — только они и являются истинными выразителями действия. Пьер
восхищается их величием и самопожертвованием. "Солдатом быть, просто
солдатом!" — думал Пьер, засыпая". В "Войне и мире" речь
идет о такой эпохе, когда человек находится на первом плане. Люди, сами
непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие ее (эпоху),
становятся из "маленьких" людей большими людьми. Именно это и
показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно будет —
после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все они, вся
Россия "из моральной бани" вышла! Пьер — главный герой "Войны и
мира", это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером
восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное счастье.
Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного.
С образом этой
звезды сливается и образ Наташи Ростовой. По мнению Толстого, Наташа — сама
жизнь. Натура Наташи не терпит остановки, пустоты, незаполненности жизни. Она
всегда чувствует в себе — всех. Пьер говорит княжне Марье о своей любви к
Наташе: "Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну
любил во всю жизнь и люблю так, что без нее не могу представить жизнь".
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества:
жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную доверчивость.
Роль образа Наташи в "Войне и мире" велика. Она — сама душа
радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной
жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего
мира. Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную
мысль Толстого.
Путь Пьера и
князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но все же путь обретения, чего не
скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь — путь утрат, когда он не смог
отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту, когда Телегин украл кошелек у
Ростова, "у своего брата украл", но это не только не мешает, но как
бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди
павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы на глазах и он говорил: "Я
виноват". Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество переговоров
между императорами — все это странно воспринимает Николай Ростов. В душе
Николая Ростова поднимается бунт, возникают "странные мысли". Но этот
бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на
офицеров, осуждающих этот союз: "Наше дело исполнять свой долг, рубиться и
не думать". Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И
этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский
рубака, "коль прикажут".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|