Сочинение: Что я принимаю и с чем спорю в произведениях Горького
Сочинение: Что я принимаю и с чем спорю в произведениях Горького
Что я
принимаю и с чем спорю в произведениях Горького
Недавно
состоявшаяся экскурсия в музей-квартиру М. Горького оставила противоречивые
впечатления: роскошный особняк в стиле модерн
- для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из
кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины,
фотографии сына, внучек, друзей и знакомых.,.
Известно, что
Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем, как в золотой клетке.
Побывавший у него в 1925 году Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок,
хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой
никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод — “У старого медведя на
губе кольцо”. Экскурсовод рассказал, что Горький не мог встречаться, с кем ему
хочется, под видом заботы о его здоровье посетителей тщательно фильтровали. В
музее я узнал разные версии гибели сына и смерти самого М. Горького.
Секретарь
Горького, оказывается, был агентом ГПУ... Все это требует осмысления и
переоценки того, что знал раньше о Горьком. А что знал? То, что в учебнике,
особенно интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из
раннего творчества... Первые же строки молодого Горького были призывом к
геройству, а не к идиллическому мещанскому покою. Романтические песни, “Старуха
Изергиль” — все это, на мой взгляд, подлинное искусство: прекрасный,
“цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев,
возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
Когда Горький
принес Короленко рассказ “Старуха Изергиль”, тот сказал: “Странная какая-то
вещь. Это — романтизм, а он давно скончался. Очень сомневаюсь, что сей Лазарь
достоин воскресения. Мне кажется, вы поете не своим голосом. Реалист вы, а не
романтик, реалист!” Но после рассказа “Челкаш” Короленко вынужден был признать
в молодом авторе и реалиста, и романтика.
Горький сам
замечательно тонко определил причину двойственности своего раннего творчества.
Он так и говорит, что давление “томительно бедной жизни” понуждало его украсить
нищету существования сказочными вымыслами, тогда как богатство живых
впечатлений бытия находило выражение в рассказах реалистического характера.
Ранние
реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической
трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). “Свинцовые мерзости
русской жизни” — и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в
русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX века и близко
мне.
Драматургия
Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”,
“Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно
интересны. “На дне” — пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о
смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою
личную судьбу. Афоричность языка привлекает, многое запоминается надолго.
Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники — живые человеческие
типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее
убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”).
Больше всего
спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой
художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни
и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания
Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея
насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего
стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) —
абсолютно неприемлемы для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в
прошлом и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот
материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит
своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
Послеоктябрьское
творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”,
“Жизнь Клима Сам-гина”, последний роман, судя по телевизионной версии,
грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано
Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.
Несмотря на то
что не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что
нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького,
поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в
разное время Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”),
и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни
писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи
сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|