Сочинение: Что может человек
Сочинение: Что может человек
Что может
человек
Ранние
произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его
философской мысли, его понимания человека и человеческих качеств.
Центральным
образом романтических произведений этого периода является образ героического
человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа. "Макар
Чудра" и "Старуха Изергиль" — наглядный пример того, что
привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем,
какие качества приветствует в человеке, а какие, наоборот, осуждает. Во всех
историях, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, присутствует понятие
"любовь", и каждый горьковский герой раскрывает его сущность
по-своему.
Данко — смелый,
благородный юноша — любил свой на- род чистой искренней любовью. Он не
представлял его в горе и мучениях, поэтому пожертвовал своим светлым сердцем,
своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не
поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная
цель — быть поле'ным народу. Воспевая бескорыстный поступок Данко, Горький
будто призывает: "Люди! Если среди вас есть те, кто вас любит и помогает
вам со всей щедростью души, не забывайте их добрых дел и отвечайте им
взаимностью!" Образ Данко (воплощает в себе идеал гуманиста и личность
большой духовной красоты.
Следующая
история старухи Изергиль противоположна
рассказу о Данко. Описывая поступки сына орла — себялюбца и эгоиста,
Горький обличает всех тех, кто наотрез отказывается от своих друзей, своего
народа, поднимает голову настолько высоко, что не видит собственных ошибок.
Естественно, подобные эгоисты обречены на вечные страдания, и осознание вины их
уже не спасет. Не зря М. Горький использовал образ орла. Ведь орел — птица,
которая всегда живет сама в горах, вдали от цивилизации; сама охотится, сама и
умирает. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски.
"В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы
отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен на одиночество и счастьем
считал для себя лишь смерть.
Идейный смысл
рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем
жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль
выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой.
Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда человек любит
подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно".
А любовь двух
цыган, Радды и Лойко — это не обычная любовь между мужчиной и женщиной. В этом
случае великое чувство уходит на второй план. Для людей горячей крови, живущих
в степях, воля и свобода — самое святое и важное в жизни. Влюбившись друг в
друга, цыгане осознают, что могут потерять все это. Они остаются верными
традициям своих предков, предпочитая вечную свободу земной любви.
Горький рисует
исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для
которых свобода превыше всего. В своих ранних произведениях Горький приходит к
следующей аксиоме: человек — существо с огромными возможностями, он может
создать великое на Земле, принеся счастье и радость людям; но также может за
одно мгновение все разрушить, повергнув человечество в пучину страданий.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|