Сочинение: Чингиз Айтматов. Роман "Плаха"
Сочинение: Чингиз Айтматов. Роман "Плаха"
Чингиз
Айтматов. Роман "Плаха"
Законы
человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле
Земля вращается, как карусель кровавых драм...
Ч. Айтматов.
Роман
Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой
природы. С одной стороны человек подчиняет себе и использует природу, потребляя
её через плоды своей деятельности, а с другой стороны разрушает своими
преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий.
Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом
деле всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к
трагедии, приводит род человеческий на плаху! Роман построен сложно. В нём
переплетаются две основные сюжетные линии жизнь волчьего семейства, и судьба
Авдия Каллистратова.
Главный герой
романа Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой
редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю.
Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из
них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит
"идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он
помогает людям на их дороге к счастью. "Я говорит он Авдию, помогаю людям
почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать
им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу
к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен , как тебе
мнится...". Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получает
наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.
Как видим,
противостояние героев перерастает во взаимную не принимаемость понятий про
добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль о том,
что какой-либо дурман наркотический, религиозный зло. Однако выход из этого зла
каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана на лаву
подсудимых, а Авдий не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу
с поезда, под укос.
Наивный Авдий
воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая,
иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает
бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится
участником "моюнкумской войны" варварского уничтожения животных во
имя выполнения плана мясозаготовки. С огромной силой Ч. Айтматов изображает
апокалиптическую картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже
бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше
нагнетая панику. Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице
Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду
царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с
ними в этой облаве" Мимолетный участник этого побоища Авдий не может
победить реальное зло, и только дратует пьяных облавщиков. И снова Авдий не
снимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его до
приготовленной ему Голгофы.
Этот роман как
крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать
свою ответственность. За всё, что так на пределе обострилось и згустилось в
мире.
Синеглазая
волчица пощадила Авдия, а люди распяли. "Спаси меня, волчица",
произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать волчица",
думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." И
голова его безвольно упала вниз".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/
|