Сочинение: Человек перед лицом зла. По повести В.Распутина "Пожар" и роману В.Астафьева "Печальный детектив"
Сочинение: Человек перед лицом зла. По повести В.Распутина "Пожар" и роману В.Астафьева "Печальный детектив"
«КТО
ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА УСЛЫШИТ!»
(ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗЛА. ПО ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА
«ПОЖАР» И РОМАНУ В. АСТАФЬЕВА «ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»)
В
произведениях современных авторов все более открыто начинают звучать ноты
отчаяния. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» — сказано в Евангелии. Нельзя не
вспомнить эти слова, читая повесть Валентина Распутина «Пожар» (1985).
На складах
сибирского поселка лесозаготовителей внезапно вспыхивает пожар. Внезапно, но не
случайно. «Пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на
лесосеках» рабочие, всеобщая безалаберность и безответственность стали обычным,
повседневным явлением в Сосновке. Сумятица и разброд еще более усилились с
появлением «бригады оргнабора» — незванных пришельцев, прозванных архаровцами
и различаемых по «коротким и дерганным движениям».
За
картинами реального пожара без труда угадывается общий символический план
изображения: все наше общество, по мысли В. Распутина, охвачено силой
дьявольского пламени. Отсюда — всесветность события, космические масштабы его
показа. Главному герою Ивану Петровичу Егорову кажется, что рвущиеся на пожаре
голоса исходят не от конкретных людей: «это стены, земля, небо и берега звучат
человечьими словами — чтоб понятно было людям».
Но более
всего Ивана Петровича поражает поведение поселковых жителей, стремящихся не
столько потушить разбушевавшийся огонь, сколько поживиться за счет
государства. Тащили все, что можно было утащить, а «маленький, скрюченный в три
погибели» архаровец с «бабьим именем Соня» погиб, сражаясь за бутылку даровой
водки.
Однако
нашлись и те, кто вместе с главным героем не поддались всеобщему безумию. Как
солдат на поле битвы, пал смертью храбрых сторож дядя Миша Хампо, сам Иван Петрович
и его жена Алена не щадили себя, спасая государственное добро, и даже один из
«архаровцев» Сашка Девятый оказался верным и сноровистым помощником.
Конец
повести многозначителен: на рассвете Иван Петрович покидает поселок. Пожар
перевернул его жизнь, показав то недоброе в душах людей, что раньше скрывалось
под приличной видимостью, а теперь выступило наружу.
Почти
одновременно с «Пожаром» Распутина вышел роман В. Астафьева «Печальный
детектив» (1986). Преднамеренно акцентируя внимание на темных сторонах жизни,
сгущая зло, которое (пусть и временно) потеснило собой добро, В. Астафьев
воссоздает, в сущности, ту же охваченную бесовским пламенем действительность,
что и В. Распутин в своей повести. Стремлением понять природу зла объясняется
выбор центрального героя романа — бывшего милиционера Леонида Сошнина, который,
как этого требует его профессия, прежде всего обращает внимание на мерзости
жизни. А их немало, и обрисованы они писателем по степени нарастания,
реалистически ярко.
Молодой
шофер Ванька Стригалев способен просидеть в своей «Волге» сутки, «не читая, а о
чем-то медленно думая». Родители беспутной Юльки, живя «в свое удовольствие»,
катаясь вокруг Европы и по ближним странам, откупаются от дочери дорогими
заграничными подарками. Сирота «при родителях», предоставленная самой себе
пятнадцатилетняя Юлька тем временем «добивала себя с кавалерами». Кочегар Чича
Мезенцев умер, месяцами не выходя из своей кочегарки, куда его жена каждый
вечер приносила по пол-литра водки. Незадачливая бессердечная «мамуля» решила
«хитро» избавиться от своего новорожденного ребенка, закрыв его в
автоматической камере хранения на вокзале.
Рушатся
общество, человек, семья. Люди забывают о своем долге и перед родителями, и
перед детьми. Что можно сказать о матери и отце — «книголюбах», которые, устав
от троих детей и заимев четвертого, уморили его голодом, скрываясь «не
где-нибудь, не на темном чердаке, а в читальном зале областной библиотеки имени
Ф. М Достоевского»? Или другой пример. «Папа с мамой поругались, подрались», ушли
из дома и загуляли, забыв о своем дитяти, которому не было и трех лет. И когда
пришло время взламывать дверь, люди настали ребенка, научившегося ловить
тараканов,— «он питался ими».
Духовное
оцепенение, внутренняя спячка, безразличие, бездушие общества привели к току,
что на ведущие роли чаще всего выдвигаются властолюбивые, бездуховные, пустые,
неспособные к созидательной деятельности люди, вроде тещи Сошнина Евстолии
Сергеевны Чащиной, которую все время держали на «должностях, где можно и нужно
много говорить, учить, советовать, бороться, но ничего при этом не делать».
Подобные «пустобрехи», по мысли Астафьева, и «проорали деревню», довели ее до
того, что «села наши и пашни опустели»
Леонид
Сошнин, чаще других сталкивающийся с человеческими пороками и преступлениями,
воспринимает мир в серых, сумрачных тонах, которые впоследствии сливаются в
темные цвета. И вот уже в сознании героя возникает символический образ «душной
трубы» в «черной саже», из которой вылетел «на метле веселой бабой-ягой или
юрким бесом диавол в человеческом облике и принялся горами ворочать». А в людях
«под покровом тонкой человеческой кожи и модных одежд» спрятался жуткий, «себя
пожирающий зверь».
Однако
никто не рождается преступником или негодяем, ими становятся—и чаще всего
добровольно Поэтому Астафьев, описывая прошлое своих персонажей, стремится
подчеркнуть то хорошее и светлое начало, которое когда-то определяло их
поведение. Так, до предела опустившаяся женщина, по кличке Урна, ставшая
«особенным существом со слепой, полубезумной тягой к пьянству и безобразиям»,
имела когда-то мужа и детей, была талантливой самодеятельной певицей Спившийся
Чича Мезенцев, как выясняется, имел награды не только за боевые, но и трудовые
заслуги Даже преступник, угнавший самосвал и задавивший насмерть ни в чем не
повинных прохожих, был отмечен значком «за спасение людей на пожаре»
Емким
смыслом наполнена нарисованная писателем симво-лическая сцена: посреди
«беспросветной, серой планеты», в центре Вейска, по самой «середке» проспекта
Мира, неспешно следовала пегая лошадь с хомутом на шее Пока ее хозяин
«подзасел» в буфете с мужичками, она, «ученая, самостоятельная», двигалась по
направ-лению к своей конюшне
Казалось
бы, малопримечательный эпизод, но В Астафьев умеет в будничном и малом
обнаружить значительное и большое. Неупорядоченной, развороченной, бездушной
действительности, неразумности и суетности человеческого существования
противопоставляется размеренное, неспешное шествие умного животного, как бы
напоминающего людям об их утраченном природном достоинстве Вот почему «коняга»
производит «оживление» на улице:
народ,
«единодушно» провожавший лошадь глазами, «светлел лицами, улыбался» Заулыбался
и Леонид Сошнин, ощутивший, как что-то «сместилось» в его душе, и погода
«дурная не так уж гнетуща», и проблемы бытия не так уж неразрешимы.
« Жить
дальше и помнить тех, кто жил до них», — такова одна из итоговых мыслей
главного героя, которую, разумеется, разделяет сам автор произведения «Помнить»
— значит хранить и передавать от поколения к поколению духовно-нравственные
традиции предков, восстановить разорванную «связь времен» и как-то налаживать
расколотую, надтреснутую жизнь. Астафьев приходит к той же мысли, что и
Распутин: спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, по сравнению с
которой «все остальное в мире — пыль, хлам, дешевка »
Важно
только услышать эти призывы современных писателей и прислушаться к их тревожным
голосам.
|