Сочинение: Быт и нравы барской Москвы
Сочинение: Быт и нравы барской Москвы
Быт и нравы
барской Москвы
А.С. Грибоедов
родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под
влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного
движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа.
Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многими иностранными
языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем,
одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский
характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил
Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и
угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков,
чиновников, взяточников.
Эти черты
характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии "Горе от
ума". В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического
строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося
человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность,
культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.
Чацкий -
молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из
заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство
Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был "с министром
знаком", но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует
против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще
немного. В комедии "Горе от ума" Чацкий показан во враждебном
окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и
Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и
подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный
облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В
комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество.
Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна,
Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги.
Поэтому "Горе от ума" дает широчайшую картину жизни русских людей
начала XIX века.
Во
взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские
взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов - богатый крепостник, защитник
самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы.
Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать,
сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками,
Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в
людях лишь чины и богатство. "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден,
тот тебе не пара", - говорит Фамусов. А далее он добавляет:
Вот, например,
у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и
сыну честь:
Будь
плохонъкий, да если наберется
Душ тысяч две
родовых,
Тот и жених.
К себе на
службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство.
Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя",
"подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает:
"Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что нужно служить
"делу, а не лицам". Чацкий уважает таких молодых людей, которые
"не торопятся записаться в полки шутов". Ярким примером такого
"шута" является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и
пошлым, привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил
его угождать всем:
Хозяину, где
доведется жить,
Начальнику, с
кем буду я служить,
Слуге его,
который чистит платье,
Швейцару,
дворнику, для избежанья зла,
Собаке
дворника, чтоб ласкова была!
Все в
Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие человека, стремящегося
сделать себе карьеру, "не разбираясь в
средствах".
Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по должности".
Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют на свете!". Его
возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится
формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: "подписано, так с плеч
долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь,
когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников,
я не из их числа." Грибоедов смело выступает против палочной муштры,
аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии,
Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды.
Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его
товарищи
погибли:
Довольно
счастлив и в товарищах моих -
Вакансии как
раз открыты!
То старших
выключат иных,
Другие,
смотришь, перебиты.
Скалозуб
заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун,
удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки", - так характеризует его
Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. "Ученостью меня не.
обморочишь", - говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут
учить только шагистике, "а книги сохранят так: для больших оказий".
Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все
фамусовское общество не любит просвещенных людей. "Ученье - вот чума,
ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и
дел, и мнений", - говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об
образовании, заявляет:
И впрямь, с ума
сойдешь от этих, от одних
От пансионов,
школ, лицеев...
Образы
Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут
Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди,
глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены
лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый
лагерь реакции, попирающей все живое.
Мы видим, как
это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это "пустое,
рабское, слепое подражанье". Его возмущает, когда какой-то французик из
Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных
душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш
парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!
Этими словами
автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за
национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское
общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток
привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых
в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты
и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного
развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его
в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у
ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью
в сердце произносит:
Другой найдется,
благонравный,
Низкопоклонник
и делец,
Достоинствами,
наконец,
Он будущему
тестю равный.
В том, что
Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато
общество, в котором ока родилась и жила, "она загублена в духоте, куда не
проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров
"Мильон терзаний"). Софье, по заключению Гончарова, "тяжелее
даже Чацкого".
Главный герой
комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных
негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом
монологе "А судьи кто?" он сорвал маску с подлого и пошлого
фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и
продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и
жизнь... не раз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает
настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить
русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Он призывал к
борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию
грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми
действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это все свое
остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого
богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует
простонародные выражения.
Резкая,
обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в
дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали
появление комедии "Горе от ума". В. Г. Белинский писал: "Какая
убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических
излияниях раздраженного чувства... Какие типические характеры; какой язык,
какой стих - энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли,
что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между
образованными людьми по всем концам земли русской!"
Комедия
"Горе от ума" и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах
театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против
всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное. Нам ценна горячая
вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на
барскую Москву времен Грибоедова.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|