Сочинение: Батюшков и Жуковский - первые русские поэты-романтики
Сочинение: Батюшков и Жуковский - первые русские поэты-романтики
Батюшков и
Жуковский - первые русские поэты-романтики
Русский
романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый
(1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к
начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского
романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и
мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода,
настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов
еще ощущается властное влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если
Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым
веяниям. Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского
характерны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по
утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”. Действительно, в лице
Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань
сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным
томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской
критике получил название “романтизм средних веков”. Совсем иная атмосфера царит
в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению.
Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической
литературой античности.
Жуковского по
праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый
сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным
влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое
значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях.
Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в
искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”. Для
немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы
находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”.
В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему
запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке.
Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти
нереальны, словно отражения в воде:
Как слит с
прохладою растений фимиам!
Как сладко в
тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье
зефира по водам
И гибкой ивы
трепетанье!
Чувствительная,
нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге
“оного таинственного света”. Поэт, по меткому выражению Белинского, “любит и
голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими
ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна.
Поэтому, когда в послании к Батюшкову, “сыну неги и веселья”, он называет
поэта-эпикурейца “родным по Музе”, то трудно поверить в это родство. Скорее мы
поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных
наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”
Батюшков -
фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а
его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования:
совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой
и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее
поэтическом осмыслении, ему - в отличие от Жуковского - была чужда “золотая
середина”. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады
“смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков
не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью.
Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно
отринуть гнетущую мудрость науки:
Ужели в истинах
печальных
Угрюмых стоиков
и скучных мудрецов,
Сидящих в
платьях погребальных
Между обломков
и гробов,
Найдем мы жизни
нашей сладость?
От них, я вижу,
радость
Летит, как
бабочка от терновых кустов.
Для них нет
прелести и в прелестях природы,
Им девы не
поют, сплетаясь в хороводы;
Для них, как
для слепцов,
Весна без
радости и лето без цветов.
Подлинный
трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он
стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из
его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного
бытия:
Ты помнишь, что
изрек,
Прощаясь с
жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом родился
человек,
Рабом в могилу
ляжет,
И смерть ему
едва ли скажет,
Зачем он шел
долиной чудной слез,
Страдал, рыдал,
терпел, исчез.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|