Сочинение: Авторская позиция в "Первой любви" Тургенева
Сочинение: Авторская позиция в "Первой любви" Тургенева
Авторская
позиция в "Первой любви" Тургенева
Создавая
произведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту или иную
идею, привязывается к своему труду и сочувствует героям — в его сознании они
живут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.
Раскрывая смысл
произведения, автор готовит героям судьбы, которых они заслуживают. Так
рождается отношение автора к героям — авторская позиция в произведении. Каковы
же основные способы ее выражения? Это портрет, пейзаж, взаимные характеристики
героев — словом, все детали, влияющие и на наше отношение к главной идее
произведения.
Рассмотрим
конкретные примеры из повести Тургенева. Само название “Первая любовь” говорит
о трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно предположить, что
Тургенев, вспоминая об этом увлечении, не жалеет о нем и думает о чувстве с
нежностью. Здесь надо сделать оговорку: Тургенев как сторонний наблюдатель
описывает разговор между “не старыми, но и не молодыми холостяками” — Сергеем
Николаевичем и Владимиром Петровичем. Далее рассказ о первой любви ведется от
лица Владимира Петровича. Хозяин дома, где встречаются холостяки, и Сергей
Николаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего внимания и почти
ничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько исключительной
история Владимира Петровича кажется Тургеневу. О позиции автора в произведении
можно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот Зинаида, какой ее
увидел Владимир в первый раз:
“В нескольких
шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая
стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове;
вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по
лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движениях
девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое
и милое, что я... кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти
прелестные пальчики хлопнули по лбу...”
Описание
Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку
среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее
образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти
пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки
толпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может
быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир
влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы
поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида
бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что
в душе, то и на лице”.
Зинаида видит
эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен
ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее
рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к
решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его
сына, еще мальчика?
Тургенев
передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность.
“Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света, не могу я это
вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже
мой, как тяжело!”
Мать Владимира
не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой и гризеткой, а ее
мать — “une femme capable de tout”, женщиной, способной на что угодно. Но это
не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится за сына, который
влюбился в бедную девушку со множеством поклонников, она не хочет, чтоб мальчик
был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке и своего мужа.
Тургенев жалеет матушку Владимира: она не нужна своему мужу, который женился на
ней по расчету, будучи младше ее на десять лет; она ни разу не называет его по
имени — этим подчеркивается ее ненужность грубому мужу. Автор понимает ее
чувства.
На всю ситуацию
Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания; он будто сам все переживает,
сочувствует Владимиру, его матери, Зине! В его отношении к Владимиру — а это
проявляется в описании черт, поступков — нет иронии. И хотя Владимир Петрович
сам излагает события, он не высмеивает свои ошибки, не осуждает кого-либо. Если
образ Зины написан с благоговением, то Владимиру автор симпатизирует. Портрет
его не приводится, так как повествование ведется от первого лица. Мы можем
судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишь месяц назад его покинул
гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает, как реагировать на слезы
Зинаиды, на бесчестный поступок отца. Владимир искренне любит Зину, он
исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены, участвует в нелепых играх. В
своем отношении к герою Тургенев демонстрирует сочувствие, сопереживание — на
его голову свалились проблемы, которые подчас не разрешит и взрослый. Глубину
чувства Владимира автор подчеркивает полным отсутствием у него эгоизма — юноша
желает лишь счастья своей любимой, он хочет, чтоб она не мучилась и была вместе
с тем, кто ей мил.
Благодаря
своеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев автором,
читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика.
Итак, чистый
образ этого молодого человека написан с сочувствием и симпатией.
Каково же
отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно, что Владимир,
а значит, и Тургенев сдержанно осуждают его. Вот что говорит рассказчик о своем
отце: “Мой отец, человек еще молодой и очень красивый, женился на ней (матери)
по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка моя вела печальную
жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала — но не в присутствии отца; она его
очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...”
Эти строки и
объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой, бесчестность Петра
Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им — но автор не говорит об этом
напрямую; он лишь рассказывает о поведении этого персонажа, не комментируя его
поступков.
Трудно не
заметить, что Тургенев ждет от читателя оценки интриги повести, близкой к
главному герою, мальчику, — значит, мы не найдем в произведении открытого
осуждения отца сыном.
Одновременно с
любовью Владимира к Зинаиде девушкой увлекается и Петр Васильевич. Однако его
не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины. Между супругами
вспыхивают ссоры, страдает Владимир, Зинаида мечется между отцом и сыном — а
Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в своих целях. Страдания и
боль близких его не волнуют.
Владимир до последней
минуты не верит в то, что отец обманывает его и мать, хотя все вокруг и говорят
об этом. Однажды Володя видит отца в ночном саду, идущего к княжне, но
оправдывает его в своих глазах. Для мальчика он неоспоримый идеал.
В конце повести
Петр Васильевич берет с собой сына на конную прогулку и заезжает к княжне,
думая, что Володя не видит его. Вот когда рушатся надежды юноши.
Может быть,
прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая и властолюбивая
женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любит отца
Владимира.
Петр Васильевич
и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зине. Его жестокость
подчеркивается и тем, что он способен причинять не только нравственные
страдания, но и физическую боль близким: “отец внезапно поднял хлыст, которым
сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар по этой
обнаженной до локтя руке. Я едва удержался, чтоб не вскрикнуть, а Зинаида
вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся руку к губам,
поцеловала заалевший на ней рубец”. Этот эпизод происходит во время конной
прогулки Владимира и его отца. Чтобы убедить юношу в жестокости отца, автор дал
ему возможность оказаться рядом именно в эту минуту.
Читая любое
талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, без труда
видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько черт героя, а не
говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет, как автор относится
к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение.
Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному, неоперенному Владимиру; к
Зинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к Петру
Васильевичу, сухому и жестокому разрушителю.
Мастерство
Тургенева-писателя проявляется, видимо, в том, что при чтении повести не
задумываешься о том, какими именно художественными приемами автор добивается
желаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том,
что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобы
продемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича. Вместе с тем
этот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд —
трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрение
Тургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину, несмотря на
миновавшее столетие с момента написания повести, несмотря на значительно
изменившиеся отношения между людьми, позиция автора “Первой любви” остается
понятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что первая любовь
— понятие, существующее вне времени, талант и мастерство Тургенева позволяют
нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне
актуальны и сегодня.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
|