Сочинение: Античные мотивы в романе "Война и мир"
Сочинение: Античные мотивы в романе "Война и мир"
Античные
мотивы в романе "Война и мир"
Во всех
произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить античные мотивы.
Античные писатели оставили богатейшее наследие в виде различных легенд о богах
и героях, а также о древних войнах.
Толстой, как и
Гончаров, Тургенев и множество его предшественников, использует античные мотивы
и античный символизм. Это проявляется в описании деталей и в перекличке с
сюжетами из античной литературы. По идейной композиции "Война и мир"
напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов, одновременно житейских
советов и лирики, философии и большого числа действующих лиц. Толстой, как и
Гомер в "Илиаде", описывает войну.
Сходство с
античными сюжетами начинается с первых страниц "Войны и мира".
Действие происходит в салоне Анны Павловны Шерер. Она, Элен и Лиза являются
центрами кружков, образовавшихся под неустанным вниманием хозяйки дома. Толстой
сравнивает светские разговоры с веретенами, которые были пущены и равномерно,
не умолкая шумели. В античной литературе известна легенда о трех парках -
богинях судьбы, у которых были нити жизни. Этими тремя богинями можно считать
Элен, Лизу и Анну Павловну.
Анна Павловна
как бы решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о назначении
барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел определить сына на
это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с Пьером, и она
впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в течение всего
разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается только в
интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же способствует
приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу. Одним из основных моментов, связанных
с богинями судьбы, является вязание Наташи у постели больного Андрея
Болконского. Кроме того, по преданиям древних, судьба возлюбленного находится в
руках женщины. Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно клубок
скатывается с колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы
прерывает жизнь Андрея.
В этом же
эпизоде есть связь с другой богиней античности - богиней смерти. В Древней
Греции она всегда ходила со свечой. Свеча гаснет - жизнь кончается. Когда
Наташа наклоняется за клубком, она загораживает свечу от Андрея, в этот момент
он понимает, что умрет. Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых
Гор в годы войны. В течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая,
что жизнь продолжается и во время войны.
В эпилоге можно
опять встретиться с мотивом вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает
Анна Макаровна, которая вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме
Николая и княжны Марьи всех героев, которые выжили в войне, и показывает, что
жизнь их продолжается. Персонажем, очень похожим на героиню из
"Одиссеи", является Элен (у Гомера - Прекрасная Елена). Толстой пишет
о ее античной красоте, у нее были золотые волосы, как и у Прекрасной Елены. Она
является как бы напоминанием о Троянской войне, Троянская война была войной
между царями. Война 1805 года тоже была войной между двумя императорами. Можно
считать символичным отображением Троянской войны салон Анны Павловны Шерер. А
словесные дуэли между Пьером, князем Андреем и другими лицами в салоне -
борьбой между героями.
Троянская война
пагубна для ее участников. Умирает жена Болконского, а впоследствии и он сам. С
древних времен жилищем богов, которые помогали людям и защищали их, являлись
храмы. Пока шла война, двери храма были открыты. Князь Андрей стремится к миру.
Именно поэтому в своих снах он все время пытается закрыть дверь, но не может. С
этим же связан проект вечного мира, который Толстой старается передать в своем
произведении. То, что князь Андрей не может закрыть дверь, доказывает, что путь
к вечному миру труден. Еще одним упоминанием из древнегреческой истории и
литературы является желание Пьера убить Наполеона, чтобы спасти Россию.
Плутарх описал
подвиг Сцеволы, который хотел убить царя этрусков, чтобы сняли осаду Рима, но у
него ничего не получилось. Пьер также не смог убить Наполеона, но результат был
достигнут. Наполеон ушел из Москвы. Царь этрусков нравственно понял Сцеволу и
простил его. Генерал Даву, которого все считали "вторым Аракчеевым"
Наполеона, всего лишь обменялся взглядами с Пьером и как бы отпустил его.
Важнейшее место
в "Войне и мире" занимают облака. По античным преданиям, побеждал в
войне тот, кто дружил с облаками. Существовала Нефела - богиня облаков. А князь
Андрей любил облака, и потому удача сопутствовала князю Андрею в войне. Русские
в Аустерлице проиграли из-за того, что был туман, а туман возникает при
облаках. Значит, в тот момент Наполеон дружил с облаками.
Тесно связан с
облаками и небом мотив птицы. В античных легендах богом смерти был бог Птах с
головой сокола. Перед Бородинским сражением низко над полем пролетел сокол. Это
можно считать символом большого количества смертей и погибших в сражении. И
действительно, Бородинское сражение принесло огромные потери обеим армиям.
Другим символом смерти в античной литературе была река. Андрей Болконский умер
около Волги в Ярославле. А ряд сражений с Наполеоном до Шенграбенского были
связаны с мостами через реки, в битвах за которые погибло много людей. В
античной истории был известен случай, когда спартанцы, защищая родную землю от
персов, погибли все до единого. Войско персидского царя во много раз превышало
спартанское, и их перебили полностью. Но остальное греческое войско за это
время успело собраться воедино. Примером подобного подвига в романе может
служить отряд Багратиона. А примером подлинной стойкости, отсутствия страха
смерти и чисто спартанского характера может служить отряд солдат под
командованием Андрея Болконского в Бородинском сражении. Итак, античные мотивы
играют большую роль в романе "Война и мир". Они служат для обрисовки
персонажей, при изображении войны, мира, судьбы, жизни и смерти. Кроме того,
античные мотивы осуществляют связь "Войны и мира" с современностью и
делают роман вневременным произведением.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|