Сочинение: Анализ стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"
Сочинение: Анализ стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"
Анализ
стихотворения Н. Гумилёва "Жираф"
Николай Гумилёв
сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее,
детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности
поэт сумел вложить в стихотворную форму.
Гумилёва всегда
привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая
почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы"
вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной
карточкой" Гумилёва в русской литературе.
Николай Гумилёв
с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его
сюжетной завершённости. Поэт называл себя "мастером сказки", сочетая
в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с
необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.
Некая
сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:
Послушай:
далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный
бродит жираф.
Читатель
переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось
бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он
подобен цветным парусам корабля,
И бег его
плавен, как радостный птичий полёт…
В человеческом
воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на
Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что
"много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть
то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана",
который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё
остались райские уголки.
Обращаясь к
загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический
герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки.
Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем
не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё
мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда
соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв
даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его
стихов) со стороны.
Кольцевое
обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там
оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может
рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие
картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные
прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова
рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на
мир по-иному.
В своём
сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе
человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство,
которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно.
Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире,
где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай
на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "…далеко,
далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение
"далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно
недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует
внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент.
Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть
описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой
поездки Гумилёва в Африку).
Мир, в котором
живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых
тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается.
Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях
не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении
представить тот или иной оттенок: шкура жирафа, которую украшает волшебный
узор, мне представляется ярко оранжевой с красно-коричневыми пятнами,
тёмно-синий цвет водной глади, на котором золотистым веером раскинулись лунные
блики, ярко оранжевые паруса корабля, плывущего во время заката. В отличие от
мира, к которому мы привыкли, в этом пространстве воздух свежий и чистый, он
впитывает испарения с озера Чад, "запах немыслимых трав"…
Лирический
герой, кажется, настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой,
экзотическими запахами и звуками, что готов без устали рассказывать о
бескрайних просторах земли. Этот неугасаемый энтузиазм непременно передаётся
читателю.
Николай Гумилёв
не случайно остановил свой выбор именно на жирафе в данном стихотворении.
Твёрдо стоящий на ногах, с длинной шеей и "волшебным узором" на
шкуре, жираф стал героем многих песен и стихов. Пожалуй, можно провести
параллель между этим экзотическим животным и человеком: он так же спокоен,
статен и грациозно строен. Человеку также свойственно возвеличивать себя над
всеми живыми существами. Однако, если жирафу миролюбие, "грациозная
стройность и нега" даны от природы, то человек по своей натуре создан для
борьбы прежде всего с себе подобными.
Экзотика,
присущая жирафу, очень органично вписывается в контекст сказочного
повествования о далёкой земле. Одним из наиболее примечательных средств
создания образа этого экзотического животного является приём сравнения:
волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила,
"вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен,
как радостный птичий полёт".
Мелодия
стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно
протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию
оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный
амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем
слоге). Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно
описать изысканный мир африканской сказки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/
|