Сочинение: Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
Сочинение: Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
Анализ
стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»
В.М. - мой
любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои
сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии, поэт ничего не писал.
Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал на «горло собственной
песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У каждого поэта своя
драма..»-писала Анна Ахматова. Есть она и у В.М. Он верил в революцию, боролся
стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине, но и в советских,
новых мещанах, «дряни». А сегодняшние противники поэта не хотят этого замечать.
Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий лирик, необычайно одаренный
стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор в области формы.
Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово становится
значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,
чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна
ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое главное, сначала рождается
он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои
ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки.
Да, у него есть стихи для «площадей». Но в ранних стихах преобладают интонации
доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться
грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М.
одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Именно такого
В.М. я и люблю.
Стихотворение
«Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого периода внимательный читатель
увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и,
присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой-ранимая, одинокая душа.
Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая
ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте
своих нравственных и эстетических идеалов обособляли В.М. от других поэтов, от
привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против
обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них
мечтал.
Стихотворение-крик
души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким
восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть
услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а, я
бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на
Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу»,
это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым
оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая
его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди
рождаются для счастья.
Весь строй речи
в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая
дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы,
убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как
следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
А
дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах
(антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном
лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь
идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для
другого-«жемчужины».
Лирический
герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного
неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества,
непонимания, но не смиряется с ним.
Отчаяние так
велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».
Огромное значение
в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная
характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него
«жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой, эмоциональный, зримый,
чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую
кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания русского человека, христианина)
органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто «рукой». Значит
Господь Бог, будто пахарь или хлебопек,-простонародный.
Лирический
герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что
происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он Говорит кому-то:
И ели первые
два предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и восклицательное
одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен ,
что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!»,
обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и
сопереживание, и участие, и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как
я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем
сердцем.
Если бы у
лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не
увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения (всего их три)
начинается так же, как и первая, с того же слова:
Но авторская
мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично,
жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее
предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это
риторический вопрос ответ не требуется.
В этом
стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М..
«Послушайте!»-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические
приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень
выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с
наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов:
«врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает не только динамику
событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и
очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение,
семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств,
испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная,
обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно
сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить
их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства
героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги
(«ходит тревожный»), смятения, затаенную даль.
Стихотворение
«Послушайте!»-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл-«не
хлебом единым жив человек». Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта,
большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а
не звезды-«плевочки». Имманиула Канта поражали более всего на свете две вещи:
«звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». В.М. тоже волнуют
вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти,
смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в
«звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой
«протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает
поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди
к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был
подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И
независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или
трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое
предназначение.
Пройдут годы,
утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто
не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь
революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение
«Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/
|