Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Сочинение: Анализ отрывка стихотворения Некрасова "В дороге"

Сочинение: Анализ отрывка стихотворения Некрасова "В дороге"

АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8 класс ср. шк.).

В дороге

"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи -

Буду, братец, за все благодарен".



- Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать -

Всем дворянским манерам и шуткам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вил вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка),-

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер... А справивши свадьбу,

Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек -

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добрался и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь, али напросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка - крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоручка!

Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, - это
жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении
описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском
доме, но была выдана замуж за простого мужика.

Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин,
заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в
заглавии. Он предлагает мужику позабавить его песней, рассказом, как
это принято в пути. С одной стороны, это типичная ситуация, но скрытый
подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика только ради
развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А ямщик
неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить
слушателя безучастным.

Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: "Скучно!
скучно!.." Это не только дорожная скука, но "скучно" в значении
"печально", "грустно", "безнадёжно", что относится к рассказу ямщика и к
жизни народа в целом.

Монолог ямщика также начинается словами "Самому мне невесело". И далее
мужик рассказывает о судьбе своей жены. Эта девушка была воспитана в
господском доме как компаньонка молодой барышни. В этой ситуации скрыт
намёк на один из главных конфликтов деревенского общества -
противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги проиближены к
господам, хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают их манеры
("Всем дворянским..."). Но при этом люди оторваны от земли, от своих
корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными господам ("Не
нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, и терпят злобу и
насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").

Барин полностью распоряжается жизнью и бытом всех крепостных. Умер
старый господин - и новый переводит их с барщины ("с запашки") на оброк.
Оброк (ежегодная выплата денежного налога) был более выгодной и
прогресивной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на
господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней, было трудно
сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь
крепостных. Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов
того времени.

Наконец, в центре проблематики личная судьба девушки и её мужа. Груша
была игрушкой своих гопод. Вероятно, она была незаконная дочь старого
барина (об этом в тексте не говорится прямо, но положение Груши в доме
можно объяснить только так, исходя из реалий того времени. Кроме того,
на это указывают слова "Отдал богу господскую душу, _сиротинкой_
оставивши Грушу"). После смерти старого барина девушка терпит
домогательства нового господина ("А потом..." и далее). И, наконец, её
отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания
выдают замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие
друг другу, у них разные интересы, разное образование, разное
воспитание. Прихоть помещика оборачивается поломаными судьбами двух
людей, а по большому счёту, такие прихоти ломают судьбы миллионов
подневольных крестьян.

Проблематика Некрасова продолжает проблематику Тургенева, они оба
принадлежали к литературному направлению натурализма. Оба писателя
обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим вопросам того времени.
Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он подчёркивает остроту
проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому что в этом -
корень бед всей русской нации.

Детали: множество деталей позволяют живо представить интерьер: барский
дом, шитьё и вязанье; на селе - девушки в сарафанах, типичные персонажи
усадьбы - учитель и кучер и т.д.

Стихотворение написано в форме "монолога в монологе". Композиция
состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует
стиль - повествование. Речь мужика изобилует простонародными элементами
(порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь-ста", слова
"баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это делает речь
красочной и реалистичной.

Размер - трёхстопный анапест, он создаёт лиричное, напевное звучание
под аккомпонемент стука копыт; созвучное народной речи и контрастирующее
с тематикой, или наоборот - народная песня-жалоба.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011