Сочинение: Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия Чацкого
Сочинение: Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия Чацкого
Александр
Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия Чацкого
Комедия А. С.
Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых загадочных произведений
русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетном плане.
Две линии
определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение
его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого
явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.
Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются
споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется.
Поведав всем о своем "мильоне терзаний", молодой герой остается в
полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет.
Развитие действия продолжается - должна решиться личная судьба героя.
Чацкий узнает
правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит
одновременно, они сливаются, и единство содержания - одно из достоинств комедии
- вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются
они и в развитии сюжета "Горе от ума". Почему же до сих пор эта
комедия - одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему по
прошествии стольких лет нас волнует драма Чацкого?
Попробуем
ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого,
всмотримся в его взаимоотношения с другими героями. Герой комедии вместил в
себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил
лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века.
Но для нас Александр Андреевич Чацкий - это художественный образ бессмертной
комедии, в которой "отразился век и современный человек", и, хотя
многие называли комедию "Горе от ума" "комедией нравов",
каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника.
Вот и в этюде
И. А. Гончарова "Мильон терзаний" есть такие слова: "Чацкий
неизбежен при каждой смене века другим... Каждое дело, требующее обновления,
вызывает тень Чацкого..." О чем же эта комедия? Чаще всего критики спорят
о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое
слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе. Речь идет о
жизненной драме Чацкого - личной и общественной.
История жизни
героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в доме
Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку "назад тому лет
пять", Петербург - "с министрами связь, потом разрыв", путешествие
за границу - и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, а
за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его
наблюдательность и понимание того, что происходит.
Чацкий хорошо
понимает людей, дает им меткие характеристики. "Сам толст, его артисты
тощи", - говорит он об одном из московских "тузов" и его
крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому: А тот
чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с
криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
Прошли годы, и,
возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве мало что
изменилось. За границей Чацкий "ума искал", учился. Но кроме научных
истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и
национально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе
личности, равенстве, братстве.
Да и в России
после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критического осмысления
того, что происходит в империи. Чацкому смешно, что он мог преклоняться перед
расшитыми мундирами, укрывавшими "слабодушие, рассудка нищету".
Теперь ему ясно видно, что в Москве "дома новы, но предрассудки
стары". И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается от службы,
объясняя это тем, что "служить бы рад - прислуживаться тошно".
Он "славно
пишет, переводит", он добр и мягок, остроумен и красноречив, горд и
искренен, а любовь его к Софии глубока и постоянна. Уже первый монолог Чацкого
дает почувствовать важное качество героя - его открытость. В момент первого
свидания с Софией он далек от сарказма, а в его репликах чувствуется
насмешливо-беззлобная издевка умного наблюдателя, подмечающего смешные и
нелепые стороны жизни, поэтому вслед за французом Гильоме упоминается и
Молчалин.
Пытаясь
растопить лед равнодушия, которым его встретила София, он добивается обратного.
Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую фразу: "Но если так: ум с
сердцем не в ладу!" Это сказано удивительно точно: в этой фразе, как и в
заглавии комедии, сконцентрировано определение двойственной природы конфликта
произведения как пьесы о гражданской позиции человека прогрессивных убеждений и
пьесы о его несчастной любви. Нет того "водораздела", который
отделяет одно от другого, а есть человек-гражданин, пылко влюбленный в
прекрасную девушку, свою единомышленницу. Он раскрывается перед нами в
действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
Для Чацкого
по-своему "распалась связь времен". Того времени, когда у него с
Софией были общий язык и чувства, и того времени, когда происходят события
комедии. Его ум возмужал и не дает пощады теперь никому, но Софию-то он любит
еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения.
Воистину "ум с сердцем не в ладу". Главное сражение, которое происходит
во втором действии, оказывается целиком связано с интимной линией.
В его любовном
монологе "Оставимте мы эти пренья..." содержится едва ли не важнейшее
политическое заявление Чацкого. Оно выражено намеком-шуткой о превращениях,
которые возможны в Молчалине, раз они оказались возможны и в правительстве,
преобразовавшемся из либерально-демократического в казарменно-деспотическое.
Сатирическая
желчь по поводу превращений "правлений, климатов, и нравов, и умов"
соединяется с элегическими излияниями героя. Но может ли любовь затмить,
заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе
Отечества? Судьба его народа, его страдания - основной источник гражданского
пафоса Чацкого. Самые яркие места монологов героя те, где он гневно выступает
против угнетения, крепостничества Ему отвратителен нечистый дух слепого,
рабского, пустого подражания всему иностранному. Драма Чацкого и в том, что он
видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это
также приводит его в отчаяние. Тем и привлекателен Чацкий, что даже в отчаянии
он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, даже не удаляется от
общества, как брат Скалозуба, а смело бросается в бой с отжившим, старым,
обветшалым.
Режиссер
Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда
пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток
общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его
разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных.
Чацкий глубоко
обманулся в Софии, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, что София не
только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого
он называет "мучителями". Две трагедии? Горе от ума или горе от
любви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, очень
мучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино- И все это
осложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.
В прощальных
монологах Чацкий как бы подводит итог: "Чего я ждал? что думал здесь
найти?" В его словах слышатся досада, горечь, боль разочарования, а в
самом последнем монологе - ненависть, презрение, гнев и... нет чувства
сломленности: Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот
выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в
нем рассудок уцелеет. Так не говорит побежденный. Его протест - это энергичный
протест против гнусной рассейской действительности, против
чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества И холопства",
- писал В. Г. Белинский.
Умный,
трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России,
Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его
активную ненависть- Он вступает а схватку и торжествует над бюрократической
ограниченностью Фамусова, солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью и
подличанием Молчалина, пошлостью и фанфаронством Репетилова. Чацкий переживает
горе личное, сердечное, благодаря своему непримиримому к социальным уродствам
уму. Ведь в понятие ума краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтому
жизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого
остается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человек
с верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость. Этому пониманию жизни,
долга, счастья учит умная и глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова
"Горе от ума".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|