Сочинение: А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Сочинение: А. С. Пушкин. Евгений Онегин
А. С. Пушкин. Евгений
Онегин
«Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией
промчишься!
Тебе всё чувствовать
дано,
Но жизнью ты не
насладишься.»
Веневитинов.
В. Г. Белинский:
«Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических
фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не
могут принадлежать только одному прошлому». С этим суждением остаётся только
согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина, на мой взгляд, заключается
не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из писателей пытается
ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов. Другими словами,
берутся за решение какой- либо одной - показать глупость народной жизни,
«закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие народа и т. д. А
Пушкин в данном произведении делает
многочисленные лирические отступления, в которых и размышляет на многочисленные
темы. Поэтому почерпнуть из этого творения можно о- очень многое.
Начнём с начала-
сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не любовный треугольник,
даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться! После прочтения волей- неволей
задумываешься о том, какая всё- таки сложная эта штука- жизнь: никогда не
знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина наоборот- он потерял, а лишь потом
нашёл, но было поздно).
Пушкин очень много
рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с многочисленными
балами и развлечениями, город с «парадного подъезда», где всегда весело и
шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого- то отчуждения, причём
делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь так на самом
деле: смотришь на город- все куда- то торопятся, смеются, кричат, разговаривают
и шутят - короче - город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть- чуть
приглядеться - там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно-
отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из стихотворения
Рылеева:
«С тяжкой грустью, с чёрной думою
Я с тех пор один брожу,
И
могилою угрюмою
Мир печальный нахожу.
Всюду встречи безотрадные!
Ищешь, суетный, людей,
А встречаешь трупы хладные
Иль бессмысленных детей... »
Хотя, учитывая мои
годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
Следующее
«новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и воспитана
творениями предшествующих поэтов (можно сказать более- она приняла их в себя,
как «своё законное состояние и возвратила их миру в новом, преображённом
виде»(Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз
доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски привлекателен.
Где надо- там короткие, лаконичные предложения (ибо «краткость - сестра
таланта»); где необходимо дать полное описание, там появляется вязкая, текучая
речь, словно рождественская ёлочка, обвешенная гирляндами прилагателных.
Красота! И с её помощью Пушкин, как человек, познавший высший свет и высокие
чувства, любовь и страсть прилюбодеяния, мастерски действует на восприятие
читателя. Он открыл новые возможности, которые дарит нам речь. Нужно лишь
научиться пользоваться ею, ибо ещё Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел
немногих.»
В этом произведении
автор показал нам высокое знание античности и истории. А это, в очередной раз,
доказывает, что история учит многому: это ведь не книжный ум, а жизненная
школа, где в роли преподавателей выступают "великие мира сего". К
сожалению это поздно начинаешь осознавать.
Спускаемся на землю
и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою смущаем во многих хлопотах,
связанных со средним образованием, и из- за телесных недомоганий великих,
бывающих у меня постоянно»(Библия), не помня я названия романа и имени
персонажа, в котором происходил конфликт высоких намерений с низменными
действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал для размышления» (вообще,
такие действия присущи величайшим): очевидно, что речь пойдёт о Евгении.
Прочитал я роман,
отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле Онегин?» Может это игра
Пушкина- показать главного героя, этого «страдающего эгоиста», в начале с одной
точки зрения, потом с другой , а затем- с третьей? Или же настолько глубока
натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на суд читателю? В жизни ведь
получается аналогично- у каждого есть свои закоулки души и, следовательно,
каждый может быть непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя роман, понимаешь,
что озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не
доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как- то дико понимать,
что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им надо.
Вообще, читая этот
роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором смысле, это произведение
можно назвать философским. В своих философских отступлениях автор показывает
быт того времени, при этом даёт оценку, размышляет, пытается найти ответы на
многие коренные вопросы бытия. И в этих ответах находишь очень много нового для
себя. С чем- то можно согласиться, а с чем- то и поспорить. Закончить сие
творение хочу словами вышеуказанного величайшего мастера пера, но с учётом
возможностей быстрорастущего гения нижеподписавшегося:
«Пересмотрел всё очень строго:
Противоречий очень много,
Но их
исправить не хочу.
Цензуре
долг свой заплачу,
И
учительницам на съеденье
Плоды трудов своих отдам.
Иди же
к школьным берегам
Новорождённое творенье,
И
заслужи мне славы дань:
Одни
пятёрки, шум и брань!»
P. S. душевно надеюсь, что шума
и брани будет не очень много. Не сочту за дерзость мысль о том, что брани
совсем не будет.»
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru
|