Шпаргалка: Пример памятки по творчеству писателя (Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание)
Шпаргалка: Пример памятки по творчеству писателя (Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание)
Пример памятки по
творчеству писателя (Ф.М. Достоевский, Преступление и наказание)
Анализируя произведение, обращать внимание на:
· Речь. Плавная, ровная - или психологически неустойчивая,
логически зыблемая, нервная, прерывистая (дисгармония синтаксиса, оговорки,
уступительные предложения, обилие вводных слов и словосочетаний и др.);
ускорение и замедление речи; повышение и понижение тональности; ритм; паузы.
· Лексические особенности.
· Слово "вдруг" - употребляется в романе более 500 раз.
Частое употребление приходится на сюжетные шаги, совпадающие с описаниями смены
душевных состояний.
· Портреты героев. Контраст между внешностью и внутренним миром
героя (Раскольников); соответствие внешнего облика внутреннему миру героя.
Метод двукратного портретирования в романе (герои проходят через идейную или
нравственную катастрофу, по крайней мере дважды их внутренние качества
полностью гармонируют с внешностью).
· Интерьеры. Художественная деталь в описании интерьеров.
· Пространство романа: лестница, порог, прихожая, коридор,
площадка, ступени, открытые на лестницу двери. Лестница как символ подъема,
усилия, борьбы в душе героя. Порог как символ кризиса, радикальной перемены,
перелома в судьбе, важного решения, обновления или гибели.
· Описания природы. Мир, окружающий героя, как часть души этого
героя, как внутренний пейзаж его души, определяющий многие поступки.
· Солнце как символ жизни в творчестве Достоевского.
· Время в романе (действие происходит в течение 2-х недель). Время
как функция человеческого сознания, поэтому может то сжиматься, то
растягиваться. Преодоление времени в эпилоге романа.
· Взаимоотношения персонажей романа. Раскольников как
композиционный и духовный центр романа. Другие персонажи как символы
определенных жизненных установок, как воплощения того или иного разрешения
вопроса, о котором думает сам Раскольников. Неоднозначность трактовки образа
Порфирия Петровича (идеологический заместитель автора; герой, защищающий
существующий строй под маской гуманности; герой, прошедший вместе с
Раскольниковым путь возрождения).
· Атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих
героя, мутящих его сознание, - атмосфера преступления.
· Символика чисел в романе.
· Число 4. Четырехчленная вертикальная пространственная структура
в романе: четырехэтажные дома, четвертые этажи - ужас, насилие, нищета.
Подразумевается противопоставление четырехчленной горизонтальной
пространственная структуре: "на все четыре стороны".
· Тридцать (тридцать целковых) - от евангельского "тридцать
сребреников"; цена предательства.
· Число 3. Фольклорно-евангельское число (в фольклоре: три дороги,
три сына, три попытки, три препятствия и др.; в Евангелии: три отречения Петра,
три года искал хозяин плодов на смоковнице и др.).
· 11 часов. Связь с евангельским текстом: притча о том, что
царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять
работников в виноградник. Одних нанял в третьем часу, других - в шестом, в
девятом, и, наконец, - в одиннадцатом. А при расплате всем заплатил поровну (и
последние стали первыми - проявление высшей справедливости). Встречи с
Мармеладовым, с Порфирием Петровичем, с Соней происходят в 11 часов -
Раскольникову еще не поздно сбросить с себя наваждение, стать из последнего
первым.
· Число 7. Семичленная структура романа (шесть частей и эпилог).
Роковое время для Раскольникова - 7 часов. Число 7 в теологии - "истинно
святое число", т.к. соединяет числа 3 (божественное совершенство - Святая
троица) и 4 (мировой порядок - четыре стороны). Посылая героя на убийство в 7
часов, автор заранее обрекает его на поражение (символ разрыва с богом). В
эпилоге число 7 (семь лет) символизирует восстановление связи героя с богом.
· Имена и фамилии героев романа.
· Раскольников - двоякое толкование: раскол как раздвоение;
раскольничество как одержимость одной мыслью, как фанатизм.
· Мармеладовы - контраст сладкой фамилии и горького несчастья
семьи, в жизни которой сфокусирована вся несправедливость общества.
· Соня, София - премудрость (греч.). Мудрость как мудрость
смирения во имя добра, которое в конечном итоге все равно победит.
· Свидригайлов - в звуках, составляющих фамилию, отражена
странность, изворотливость героя.
· Миколки (невинный Миколка красильщик и пьяный деревенский парень
Миколка, забивающий лошадь). Символы веры и неверия, между которыми мечется
Раскольников.
· Лизавета (Лисавета) - почитающая бога (евр.). Перекличка с
Лизаветой Ивановной из пушкинской "Пиковой дамы": Германн убивает
героиню морально, а Раскольников - физически.
· Порфирий - багряный (греч.). Очистительный огонь для
Раскольникова, вступившего в конфликт с божьей и человеческой правдами.
· Цвет в романе.
· Грязно-желтый цвет как усиливающий атмосферу нездоровья,
расстройства, надрыва, болезненности, печали, как вызывающий чувство
внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности.
Соотношение "желтый" - "желчный" как определяющее
взаимодействие внешнего мира и мироощущения героя. Желтый цвет как цвет
Петербурга; петербургский роман.
· Красный цвет как своеобразный светофильтр, через который видит
окружающее обезумевший от крови Раскольников.
Составлено на основе книги С.В.Белова "Роман Ф.М.
Достоевского "Преступление и наказание"
В.К. Мяэотс
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.teenclub.ru/
|