Шпаргалка: Анализ художественного произведения
Шпаргалка: Анализ художественного произведения
Анализ
художественного произведения
Примерная схема анализа литературно-художественного
произведения,
при анализе художественного произведения следует различать
идейное содержание и художественную форму,
примерный план характеристики художественного
образа-персонажа,
возможный план разбора лирического стихотворения,
общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя,
как вести краткую запись о прочитанных книгах.
При анализе художественного
произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.
А. Идейное
содержание включает:
1) тематику
произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их
взаимодействии;
2) проблематику
- наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных
характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
3) пафос
произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным
социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и
сентиментальность).
Пафос - высшая
форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его
творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива
является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива
отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких
гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной
литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за
национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор
утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое
противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной
невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы
трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос
отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека
внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен
исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров
Катерины в "Грозе" и Ларисы в "Бесприданнице" Островского
наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое
значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью
которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально
предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный
пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев
и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют
возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей
эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория
комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но
исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех.
Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны
сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических
явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими
противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает
юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей,
так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни,
чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм,
ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
Б.
Художественная форма включает:
1) Детали предметной
изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь
(монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и
взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и
пространстве);
2) Композиционные
детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой
жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление
(композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах
отдельного образа);
3) Стилистические
детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи,
интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи
в целом.
Схема анализа литературно-художественного произведения.
1. История
создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная
направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое
своеобразие.
6. Основные
художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные
персонажи.
8. Сюжет и
особенности строения конфликта.
9. Пейзаж,
портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой
строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения).
11. Композиция
сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения
в творчестве писателя.
13. Место
произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
А. Место
писателя в развитии русской литературы.
Б. Место
писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные
проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и
новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики,
проблематики;
в) творческого
метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого
стиля.
В. Оценка
творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного
образа-персонажа.
Вступление.
Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть.
Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и
материальное положение.
2. Внешний
облик.
3. Своеобразие
мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и
привычек:
а) характер
деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на
окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип
отношения к окружающим;
б) особенности
внутренних переживаний.
5. Авторское
отношение к персонажу.
6. Какие черты
личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью
портрета;
б) в авторской
характеристике;
в) через
характеристику других действующих лиц;
г) с помощью
предыстории или биографии;
д) через цепь
поступков;
е) в речевой
характеристике;
ж) через
"соседство" с другими персонажами;
з) через
окружающую обстановку.
Заключение.
Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата
написания.
II.
Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое
своеобразие.
IV. Идейное
содержание:
1. Ведущая
тема.
2. Основная
мысль.
3.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или
статике.
4. Внешнее
впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание
общественных или личных интонаций.
V. Структура
стихотворения:
1.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по
смежности;
г) по
ассоциации;
д) по
умозаключению.
2. Основные
изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора,
метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп),
сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности
в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия,
эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные
особенности ритмики:
а) тоника,
силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей,
пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма
(мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая,
составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика
(двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет,
Онегинская строфа).
7. Эвфония
(благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой
инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах.
1. Автор. Даты
жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
2. Точное
заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
3. Время,
изображенное в произведении, и место происходящих основных событий.
Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении
(дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция,
рабочие).
4. Эпоха.
Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны
экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).
5. Краткий план
содержания.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/
|