Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефератыГлавная
рефератыЕстествознание
рефератыУголовное право уголовный процесс
рефератыТрудовое право
рефератыЖурналистика
рефератыХимия
рефератыГеография
рефератыИностранные языки
рефератыРазное
рефератыИностранные языки
рефератыКибернетика
рефератыКоммуникации и связь
рефератыОккультизм и уфология
рефератыПолиграфия
рефератыРиторика
рефератыТеплотехника
рефератыТехнология
рефератыТовароведение
рефератыАрхитектура
рефератыАстрология
рефератыАстрономия
рефератыЭргономика
рефератыКультурология
рефератыЛитература языковедение
рефератыМаркетинг товароведение реклама
рефератыКраеведение и этнография
рефератыКулинария и продукты питания
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Доклад: Жизнь и творчество Гончарова

Доклад: Жизнь и творчество Гончарова

«Чтение было моей школой...»

, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые
литературные знакомства.

Триумфальное начало

, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что
художник «бьет обе эти крайности», признавался: «Я ничего не знаю умнее
этого романа». Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все
менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе как
самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как
вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность
психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова,
объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из
героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные
проекции его душевного мира.

Фрегат «Паллада»

отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Секретарские
обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции
«явилась охота писать», и Гончаров «набил целый портфель путевыми
записками». Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в
1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием
«Фрегат «Паллада». У Гончарова с детства был вкус к литературе
путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра.
«Параллель между своим и чужим», острые впечатления от встречи с другими
культурами (главным образом с британской и японской), привычка все
«прикидывать» «на свой аршин» обеспечили заинтересованное внимание
русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием
и наблюдательностью «блестящего, увлекательного рассказчика».

Цензор-изгнанник

, что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров,
человек мнительный и, по его собственному определению, «нервозный»,
упрямо удалялся от литературного мира. «Кусок независимого хлеба, перо и
тесный кружок самых близких приятелей» составили его житейский идеал:
«Это впоследствии называли во мне обломовщиной».

«Я был счастлив успехом «Обломова»

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя
была напечатана глава «Сон Обломова» «увертюра всего романа». Но
читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного
текста «Обломова» (1859), сразу завоевавшего огромный успех: «Обломов и
обломовщина ... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда
укоренившимися в нашей речи» (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал
бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова «Что
такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным
героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности
крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое
«самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», далекую от модных
веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого
века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка
постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим
рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение
«артистического идеала» самого романиста, тонкий психологический рисунок
свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор
и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву
назвал «Обломова» «совершеннейшим созданием» писателя.

Последний роман

«Обрыв» (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях
художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой
проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения
оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи,
представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое
название романа, найденное на самом последнем этапе работы,
свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма.
Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору
в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки
любовной темы в «Обрыве». Напряженный конфликтный фон, не свойственный
обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы
свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение
нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову
богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился
публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических
статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний»
(1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене
Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров
предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической
природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не
обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал
творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют
образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя,
сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего
изолированного положения.

Доклад по литературе на тему:

«Жизнь и творчество А.И.Гончарова»

ученицы 10 «Б» класса

Григор Екатерины

рефераты Рекомендуем рефератырефераты

     
Рефераты @2011