Доклад: Символисты
Доклад: Символисты
Символисты
Движение символистов
возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в
ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Русской символизм резко отличался
от западного всем своим обликом - духовностью, разнообразием творческих единиц,
высотой и богатством своих свершений.
Поэтами - символистами
были - Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый,
Балтрушайтис. Их идеологом выступал Д.Мережковский, а учителем - В.Брюсов.
Свои взгляды
Мережковский изложил сначала в докладе (1892), а затем в книге "О
причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"(1893). Эти
мысли были вызваны ощущением неразрешимых духовных противоречий времени. Выход
из создавшейся ситуации предсказывался через подъём к "идеальной
человеческой культуре" в результате открытия божественной сущности мира.
Эту цель должно было осуществить искусство с помощью символов, выливающихся из
глубин сознания художника. Мережковский установил три главных элемента новейшей
поэзии: «мистическое содержание, символы и расштрение художественной
впечатлительности». Свою концепцию он развил в публицистических свтатьях и трилогии
ярких исторических романов «Христос и Антихрист» (1896-1905).
К. Бальмонт отстаивал иное представление о новой литературе в
статье «Элементарные слова о символической поэзии»(1900). Главным здесь стало
стремление к «более утончённым способам выражения чувсв и мыслей», для того
чтобы «огласить»-«как бы против воли» автора – таинственный «говор стихий»
Вселенной, мирового хаоса. В художественном творчестве была усмотрена «могучая
сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков», выразить
этими средствами невнятные затаенные начала космоса. Столь утончённое
мастерство появилось в богатом, подвижом, поэтическом мире самого Бальмонта.
В.Брюсов в статье «Ключи тайн»(1904) писал: «Исскуство есть
постижение мира иными, нерассудочными путями. Искуство то, что в других
областях мы называем откровением». Науке было противопоставлено интуитивное
прозрение в момент творческого вдохновения. А символизм понимался как особая
литературная школа.
А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. В статье «О
религиозных переживаниях» (1903) вдохновитель «младосимволистов» утверждал
«взаимное соприкосновение искусства и раигии». В более поздних воспоминаниях А.
Белый чётко определил пробуждения «младосимволистов» начала 900-х гг.:
«приблизиться к мировой душе», передать в субъективно лирических изданиях Её
голос». Мечты о грядущем скоро прояснились.
На политику (события 1905г.)А.Белый отозвался статьёй «Луг
зелёный», где где с опорой на «страшную месть» Гоголя нарисовал образ-символ:
Россия «спящая красавица, которую некогда не разбудят от сна». К мистическому
постижению души родины, «сознания современной души» призывал А.Белый, а свою
концепцию назвал «религией жизни».
Все символические программы воспринимались новым словом в
эстетике. Однако они были тесно связаны с мировой культурой: немецкой
идеалистической философией (И.Кант, А.Шопенгауэр), французкой поэзией
(Ш.Болдер. П.Верпен),с языком символов О.Уальда, М.Метерлинка, позднего
Г.Ибсена.
Отечественная литературная классика дала символистам главное –
понимание человека и своей родины, её культуры. В творчестве XIX в. были
обретены эти священные ценности.
В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством
божественной гармонии, вместе с тем – горькие раздумья о русской истории,
судьбе личности в городе Медного всадника. Великий поэт притягивал прозрениями
в идеальной и реальной сферах жизни. Особой властью обладала «демоническая»
тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. Магнетизм
исходил от гоголевской концепции России в её неостановимом движении к гядущему. Двйничество как мрачный
феномен человеческого духа, открытое Лермонтовым, Гоголем, Достоевским,
определило чуть ли не ведущий поиск поэтов рубежа веков. В
филосовско-религиозных откровениях этих
русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде
прикосновения к «тайному тайных» по-иному отвечали Тючев, Фет, Полонский.
Тючевское постижение связей между «теми» и «этими» мирами, соотношение разума,
веры, интуиции, творчества многое прояснило в эстетике символизма. Фет был
дорог образом художника, покидающего «родные пределы» в стремлении к идеалу
преображающему скучную явь неудержимой мечтой.
Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьёв. В
реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не даёт
осуществляться её смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира,
вечной женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественноым
Бытием, земную красоту с небесной истиной. Особая роль в подъёме к таким
высотам отводилась искусству, поскольку в нём «упраздняется противоречие между
идеальным и чувственным, между душой и вещью».
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|