Доклад: Поэзия В. А. Жуковского
Доклад: Поэзия В. А. Жуковского
Поэзия В. А.
Жуковского
В начале XIX
столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел
на смену классицизму и оформился в двух главных течениях – психологическом и
гражданском. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и
Батюшков.
Пафос поэзии
Жуковского – суверенность душевного строя личности, мыслящей себя внутренне
самостоятельной и независимой. Такая личность воспринимает историю и
современность, прошлое и будущее сквозь призму индивидуального неповторимого
сознания. Человек в поэзии Жуковского прежде всего частный человек,
противополагающий себя государству. Его душевный строй и весь духовный облик
самоценны.
Заслуга
Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в
индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. После Жуковского любое
переживание, будь то тоска или печаль, гражданское или патриотическое чувство,
утратило риторическое, абстрактное (и потому холодное) выражение и приобрело
задушевность и трогательность. Например, патриотизм воспринимается в лирике
Жуковского ("Певец во стане русских воинов") не внешним по отношению
к человеку требованием, а его собственным, внутренним убеждением, неотъемлемым свойством
его натуры. Жуковский как бы раскрепостил душевный строй человека.
Единство
авторского сознания и отображенной в лирике романтической личности – вот то
новое, что внес Жуковский в романтизм в частности и в поэзию вообще. Это
повлекло за собой единство стиля и тона, которое достигалось в результате
прямого, непосредственного воссоздания душевных переживаний личности.
Счастье
человека, по убеждению Жуковского, а следовательно, и смысл его жизни не во
внешнем интересе, а в нем самом, в силах его души, в богатстве мыслей и чувств.
Чем гуманнее личность и чем больше человечных людей, тем счастливее
государство. Надо не подавлять или смирять страсти, а усовершенствовать свой
духовный мир. Человек для Жуковского не средство для достижения каких-то
посторонних ему целей, а сам – цель исторического процесса. Поскольку же между
самосознанием личности, ее реальными возможностями и положением в
действительности лежала глубокая пропасть, то личность в поэзии Жуковского
принципиально одинока. Она находит понимание лишь в среде людей, которым столь
же чужда мораль несправедливого общества. Но одиночество не отвращает человека
от всего мира. Жуковский принимает жизнь даже с ее страданиями и печалями,
потому что они тоже умножают гуманные и нравственные начала в человеке. Он верит,
что в конечном итоге "прекрасное и возвышенное в человеке победит, хотя бы
и за пределами земного бытия". Так в поэзии Жуковского возникает
"второй мир" – идеальный и совершенный. (...) Поэт как бы уносит
читателя в неведомую даль очарования и, чтобы достичь ее, побуждал сбросить
груз земной суеты, презреть мелкие интересы и оживить свои истинно человеческие
свойства.
На этом
качественно новом пути Жуковский решительно порывает с прежней
рационалистической поэтикой XVIII века. Отвлекаясь от предметных признаков,
поэт оживил в слове добавочные эмоциональные оттенки, скрытые
в нем, и повысил их субъективную значимость. Он обнаружил в слове и в
сочетаниях слов дополнительные ресурсы для передачи переживаний и настроений.
(...)
Своими элегиями
Жуковский вдохнул в русскую поэзию новое содержание и преобразовал ее строй. В
элегии "Вечер" содержание грустно не потому, что так велят
"правила" искусства, а вследствие сложившегося у поэта понимания
жизни. Так была поколеблена принудительная связь между жанром и лирической
эмоцией. Это привело к тому, что личность в поэзии уже не делилась на разные
сферы – интимную, гражданскую, а предстала единой, внутренне многосложной и
многогранной, прекрасной и возвышенной. Действительность отныне просматривалась
через душевный строй человека, через его индивидуальные,
неповторимо-своеобразные, самобытные переживания.
Жуковский
придал элегической грусти всепроникающий и всеохватывающий характер.
Элегическое настроение – это господствующая тональность его лирики. Элегия –
песня всей человеческой жизни, выражающая глубокое и неискоренимое
разочарование в действительности.
Элегическая
эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы – противоречия
между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные –
неудовлетворенность насущной действительностью, в которой гибнут высокие
духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем), и
психологические – желание передать неповторимые и гуманные чувства,
свойственные отдельной личности, родственным ей душам.
Новое понимание
мира и новых отношений личности с миром проникло и в другие жанры. (...) В
романсе и песне устанавливалась значимая близость автора с образованным кругом
или народной средой. Балладе Жуковский придал ту окончательную завершенность,
те типичные признаки, которые выделили ее из других жанров.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/
|