Доклад: Поэзия природы и природа поэзии
Доклад: Поэзия природы и природа поэзии
Поэзия природы и природа поэзии
Если
верить поэзии, между ней и природой всегда существовало избирательное сродство.
Именно в природе поэт находит самый чистый источник своего вдохновения - минуя
книги, знаки, мнения, условности. По традиции поэт представляется странником
или пустынником; столь же первозданный душой, как и природа, он только с ней
может найти общий язык.
Бежит
он, дикий и суровый,
И
звуков, и смятенья полн,
На
берега пустынных волн,
В
широкошумные дубровы.
(А.Пушкин).
Поэзия
находит в природе не только свои ритмы и строфы, но прежде всего тот дух
естественности, непредсказуемости, которым сама дышит. В ней есть та безусловность
самовыражения, которая неподотчетна никакой разумно поставленной цели - она
подобна ветру, подымающему листы и несущему пыль, когда корабль напрасно ждет
его дуновения:
Таков
поэт: как Аквилон,
Что
хочет, то и носит он –
Орлу
подобно, он летает...
(А.Пушкин).
И
потому природа входит в само существо поэзии, которая отличается от всех других
видов культурной деятельности своей стихийностью, близостью к голосам, веяниям,
запахам. Поэзия - это обнаженное естество, природность своей культуры: согласно
определению, данному Пастернаком,
Это - круто
налившийся свист,
Это
- щелканье сдавленных льдинок,
Это
- ночь, леденящая лист,
Это
- двух соловьев поединок.
Сама
поэзия - это второе "я" природы, ответ на ее потребность обрести
язык. Отсюда путаница и "невнятица", на которой постоянно ловит
поэзию логический разум. Природа страстно стремится овладеть человеческой
речью, чтобы понять себя и быть понятой, - и стихи становятся лучшим
опосредованием между логическим строем языка и невнятицей лиственных лепетаний,
птичьих треньканий. Только через поэзию может свершиться этот перевод с шумов,
шелестов, трепетаний на членораздельный язык
Поэзия
не просто откликается на голоса природы, вторит им, воплощает их в
членораздельной речи, но сама стремится стать частью природы, видя в этом
высшую честь для себя. Все создания человеческого духа, достигая высшей степени
естественности, с какой сотворена природа, так или иначе становятся ее частью,
приобщаются к ее бессмертию. Предельная задача поэта - "вернуть свое
искусство его животворящему началу" (А.Тарковский), созданное поставить в
ряд первозданного, как будто не он, поэт, сотворил это, а
"первопоэт", сочинивший горы и моря,травы и деревья.
Итак,
природа для поэзии - это как бы ее второе "я", зеркало, в котором
яснее узнается собственный облик. Кем бы ни выступала природа для поэзии:
союзницей или соперницей, наставницей или ученицей, - именно по отношению к ней
поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы
"второй", сотворенной, но столь же безусловной и вездесущей, как
первая. Природа - не только тема поэзии, но и наивысший ее идеал, та большая
поэзия, которая уже не вмещается в индивидуальный стиль, выходит за границы
авторства, стирает подписи, имена и становится плотью мира. Осознать
свое родство с такой поэзией - для всякого автора величайшая радость и
честь.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|